Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Лекотека – структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.
Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.
Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 3 до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
Основными задачами Лекотеки являются:
— реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой Лекотекой самостоятельно;
— проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 3 до 7 лет с нарушениями развития;
— обучение родителей (законных представителей), специалистов дошкольных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
— проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 3 до 7 лет с нарушением развития;
— психолого-педагогическое обследование детей от 3 до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);
— помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
— подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
— поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.
Специалисты Лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи преимущественно в процессе игровой деятельности.
Занятия с детьми в Лекотеке могут проводиться в индивидуальной и групповой формах.
Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми:
— 2 человека — для детей со сложным дефектом,
— 6 человек — для детей с изолированным дефектом.
В работе группы, как правило, участвуют родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий может варьироваться от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей. Групповую работу проводят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. При работе с группой от 4 до 6 детей, в число которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.
Групповые занятия являются хорошим дополнением к индивидуальным игровым сеансам. Они проводятся 1 раз в неделю специалистами Лекотеки с детьми не младше 3 лет. Так же, как и на игровых сеансах, присутствие и активное участие родителей – обязательное условие. Основные цели таких занятий – способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между детьми и сотрудниками Лекотеки.
На групповых занятиях создаются благоприятные условия для новых эмоциональных переживаний, для развития подражательных способностей, и доброжелательного отношения к сверстникам, развития взаимодействия и совместной игры, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков и навыков самообслуживания, повышению инициативы и активности.
Чаще всего группы формируются по сходным проблемам и уровню развития детей — в таком случае в программы могут быть включены упражнения и игры, благоприятные для развития и учитывающие особенности именно этой группы.
Индивидуальные игровые сеансы в Лекотеке проводятся до трех раз в неделю. Игровые сеансы имеют временные рамки, но в целом их структура и содержание могут меняться в зависимости от потребностей и особенностей каждого ребенка.
Индивидуальная работа специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) с детьми может проводиться в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми в Лекотеке составляет при этом до 1 часа. В сложных случаях может быть проведено несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в Лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце учебного года. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком —30 минут.
Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2-х раз в месяц. Продолжительность консультации составляет 30 минут.
Продолжительность групповой работы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и др.) с родителями (законными представителями) составляет 30 минут и проводится 1 раз в неделю.
Содержание и методы деятельности Лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми учреждением самостоятельно на основе существующих программ.
Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеанс, консультация, тренинг и др. Работа с семьей направлена на содействие созданию в ней атмосферы комфорта и уважения, благодаря чему ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития. Все формы работы с детьми предполагают обязательное активное участие родителей.
Для понимания особенностей общения родителей и малыша, родительской позиции, более полной ориентировки специалиста в проблемах ребенка, его сильных и слабых сторонах проводится обследование ребенка и семьи. На основании полученной информации принимается решение о психологическом сопровождении семьи.
Организация коррекционно-образовательного процесса Лекотеки регламентируется годовым планом образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования, и расписанием занятий, разрабатываемыми, утверждаемыми учреждением самостоятельно.
Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.
Прием (отчисление) в Лекотеку регулируется Уставом образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.
В Лекотеку принимаются дети от 3 лет до 7 лет, по заявлению родителей (законных представителей), на основании заключения Городской психолого-медико-педагогической комиссии и справки о состоянии здоровья ребенка.
Работа Лекотеки организована в следующих муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития ребенка № 44»
Адрес: ул. Энтузиастов, 39
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»
Адрес: ул. Подгорбунского, 45
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69»
Адрес: ул. Весенняя, 9а
МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № № 86
Адрес: КСК, 5 микрорайон, д.21а
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 87
Адрес: ул. Смоленская, 96
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 117
Адрес: ул. Онискевича, 15
|