В октябре – ноябре 2009 года среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений проводился конкурс «Система методической работы в ДОУ». На конкурс было подано 12 заявок. Это детские сады № 3, 17, 28, 35, 38, 46, 63, 71, 79, 82, 85, 99. В рамках конкурса также была просмотрена методическая служба МДОУ № 23, 22, 45, 81, 55.
Основной целью проводимого конкурса было - совершенствование деятельности методической службы дошкольных образовательных учреждений в целях повышения качества образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи конкурса:
• выявление и распространение современного эффективного опыта методического сопровождения образовательного процесса;
• поиск новых идей и внедрение современных технологий в организацию методической работы в ДОУ;
• повышение профессионального мастерства заместителей заведующих по воспитательно-образовательной работе.
Перед участниками конкурса были выдвинуты следующие критерии:
• Эффективность использования различных форм организации методической работы в ДОУ
• Дифференцированный подход к работе с педагогами ДОУ
• Современное оснащение методического кабинета ДОУ
• Организация опытно-экспериментальной, инновационной работы
• Обеспечение взаимодействия с родительской общественностью и социумом
На первом этапе конкурса был организован выезд жюри в дошкольное образовательное учреждение с целью непосредственно на месте оценить работу методической службы ДОУ по заявленным критериям.
Если говорить об общих итогах конкурса, можно отметить, что основная цель конкурса была достигнута. Во многих ДОУ активизировалась методическая работа. Заместители заведующих пересмотрели еще раз свои подходы к организации методической службы, постарались отметить то новое и интересное, что наработано в данном учреждении, выделить позитивный опыт своей работы.
Конкурс показал, что во всех просмотренных дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание работе с кадрами. Используются все формы методической работы: групповые, индивидуальные, коллективные, формы взаимной педагогической деятельности. Очень широкое распространение получили такие формы работы как: педагогические совещания, семинары, семинары-практикумы, коллективные просмотры, наблюдения образовательного процесса, беседы, консультации, самообразование, наставничество.
Эти формы работы давно и успешно используются практически во всех образовательных учреждениях. Гораздо реже встречаются такие интересные формы работы как: читательские и родительские конференции, школы передового опыта, ролевые игры, работа творческих групп и объединений, профессиональные клубы, группы методической поддержки и т.д. Так в ДОУ № 3 реализуется интересный проект «Молодой специалист», направленный на реализацию личностно-ориентированного индивидуального подхода к молодым специалистам, с целью оказания необходимой помощи при адаптации и становлении молодых педагогов в ДОУ.
В ДОУ № 35 разработаны «Индивидуальные маршруты развития молодых специалистов», которые также систематизируют и конкретизируют работу с молодыми педагогами.
В ДОУ № 82 используется такая интересная форма работы как «Педагогическая гостиная молодого воспитателя», где педагоги сами определяют круг интересующих их проблем, работают над их решением сообща, с удовольствием принимают помощь опытных педагогов.
В ДОУ № 79 работает «Школа педагогического мастерства педагогов», разработан план индивидуальных мероприятий по оказанию методической помощи», создана «система работы по повышению мастерства педагогов».
Педагоги ДОУ № 85 ежедневно имеют перед глазами информацию о годовых задачах, подготовке к очередному педсовету, модель взаимодействия с семьей и т.д. Все это благодаря имеющейся в каждой возрастной группе методической папке, которая оперативно пополняется необходимыми документами. В данном случае педагогам никуда не нужно ходить за получением информации, информация «сама приходит» к педагогам.
Одним из критериев конкурса методических служб было – организация опытно-экспериментальной, инновационной деятельности. По итогам конкурса отмечено, что в ДОУ № 63, например, разработана система мер по внедрению инновационных процессов, имеется оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива; в ДОУ № 71 грамотно разработана необходимая нормативно-правовая база по организации ОЭР в ДОУ, разработана Программа мониторинга эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. В ДОУ № 3 имеется подписка периодической печати у всех педагогов, специалистов ДОУ, мультимедийная библиотека, оформлена проектная деятельность, составлен подробный план работы методического совета ДОУ.
В ходе конкурса большое внимание уделялось оформлению документации и пособий в методических кабинетах. В ДОУ № 3 создана электронная библиотека по всем разделам методической работы, подробная картотека дисков (по блокам), электронный каталог методической литературы. Такой подход к организации работы методической службы повышает интерес педагогов к работе, упрощает порядок пользования всеми накопленными методическими материалами. Такой же новый взгляд на организацию труда в ДОУ № 85, где создан «Медиа-центр», включающий в себя видео-материалы, СD и DVD-диски, анкеты, тесты, познавательный материал, презентации, конспекты занятий, доклады, отчеты, развивающие программы, стендовый материал все в электронном виде, что значительно облегчает работу педагогов ДОУ. По такому же пути идет обновление методического кабинета в ДОУ № 28.
Хочется отметить, что практически во всех ДОУ руководством уделяется большое внимание современному оснащению методического кабинета, руководители прекрасно понимают, что невозможно «идти в ногу со временем» не меняя традиционных подходов к организации труда.
Конкурс показал, что во всех просмотренных учреждениях особое внимание уделяется взаимодействию с родительской общественностью. Отрадно отметить, что работа строится на основе мониторинга, отдельно планируется работа с неблагополучными или тревожными семьями, с семьями одаренных детей. Особенно хорошо организована эта работа в ДОУ № 63. А именно: обозначена система взаимодействия с родительской общественностью, социальный паспорт семьи не просто существует, но и проанализирован и в соответствии с этим организована работа с неблагополучными семьями, разработан алгоритм взаимодействия с неполными семьями, схемы работы с неблагополучными семьями, с семьями одаренных детей. В дошкольном учреждении работает «Клуб успешного родителя».
В ДОУ № 71 разработана программа «Мониторинг эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников»; в ДОУ № 35 реализуется проект по работе с родителями «Содружество», разработан план – программа сотрудничества с семьями воспитанников.
ДОУ № 85 осуществляет опытно- экспериментальную работу по теме «Совершенствование партнерских взаимоотношений с родителями», и, конечно же, в ДОУ накоплен богатый, интересный и нетрадиционный методический материал по организации работы с родителями.
Среди методических кабинетов, просмотренных вне конкурса, хочется отметить ДОУ № 23. В ДОУ создан «Клуб молодых специалистов», ведутся индивидуальные карты сопровождения на каждого педагога. Оформлен интересный материал по работе с родителями «Новый взгляд на родительские собрания», осуществляется постоянное пополнение методического материала.
Анализируя итоги прошедшего конкурса, необходимо отметить рост профессионального мастерства заместителей заведующих по воспитательно-образовательной работе, наличие в ДОУ современного эффективного опыта методического сопровождения образовательного процесса.
Итак, пришло время назвать победителей конкурса «Система методической работы в ДОУ»:
III место – ДОУ № 63, 28
II место – ДОУ № 79, 82
I место – ДОУ № 85, 3
Презентация лучших методических служб и награждение состоится в рамках тематического совещания зам. заведующих 17.12.09. на базе МДОУ № 3.
Методист дошкольного отдела Кузнецова Н.И.