Отчет председателя комитета образования О.И.Кирик на муниципальной августовской педагогической конференции
«Модернизация системы образования г. Чита: от создания условий к эффективному результату»
2013/2014 учебный год становится историей. Этот год запомнится нам, скорее всего, яркими впечатлениями о XXII Всемирной Зимней Олимпиаде в Сочи, событиями на Украине, напряжённой международной обстановкой, связанной с ними, западными санкциями против России.
В муниципальной системе образования города Читы продолжалась работа по реализации ранее принятых стратегических решений в сфере государственной образовательной политики: национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», майских указов Президента РФ 2012 года, комплексных программ модернизации региональных систем образования, плана мероприятий («дорожной карты»), «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 года, №2620-р, других документов.
С учетом основных направлений государственной политики осуществлялись мероприятия муниципальных целевых программ: «Развитие общего образования (программы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа») на период 2012-2016 годы», «Межведомственная комплексная программа воспитания на период с 2011 по 2015 годы», «Образование детей дошкольного возраста в городском округе «Город Чита» на 2011-2015 годы» и других муниципальных программ и проектов.
Значительное место в работе комитета образования, муниципальных образовательных организаций различных типов заняла работа по созданию условий (нормативно-правовых, материально-технических, финансово-экономических, кадровых, информационных и др.) для функционирования и развития муниципальной системы образования, реализации конституционного права граждан на образование, осуществлению основных направлений государственной образовательной политики.
Задача нашей традиционной августовской конференции – подвести итоги работы за прошедший учебный год, сверить наши подходы и оценки с мнением органов власти, представителей науки, педагогической общественности, обменяться опытом решения насущных проблем, наметить пути дальнейшего развития.
***
В 2013/2014 учебном году в состав муниципальной системы образования входят 83 дошкольных образовательных учреждения (на 1 августа 2014 года контингент -19 209 детей), 55 общеобразовательных учреждений (контингент – 35373 учащихся), 11 учреждений дополнительного образования (контингент -14702 чел.). В 2012 г.-2013 г. были реорганизованы два учреждения дополнительного образования детей: на базе спортивной школы №8 создано многопрофильное учреждение – Детско-юношеский центр, на базе УПК Железнодорожного района – Центр развития творчества детей и юношества. С 1 апреля 2014 года 8 учреждений – спортшколы и СДЮШОР переданы в ведение комитета по физической культуре и спорту администрации гор. Читы. Передана в ведение Забайкальского края вечерняя школа №20.
Основные изменения в образовательной сети города в текущем году происходили в дошкольном образовании. В 2013/2014 учебном году в муниципальных образовательных учреждениях введены в эксплуатацию два новых детских сада («ДОУ№52», «ДОУ№32»), открыты 3 группы полного дня, реализующих программу дошкольного образования для детей в возрасте от 5-ти до 7-ми лет на 50 мест и на базе СОШ№51 и школы-интерната №4. Дополнительно открыты группа для детей младшего дошкольного возраста на базе Забайкальского аграрного института на 25 мест, группа для детей дошкольного возраста на 20 детей, за счет перепрофилирования помещения в жилом доме по адресу: Молоковский тракт, 108. Открыто 5 центров игровой поддержки детей (ЦИПР) для неорганизованных детей в возрасте 1,5 - 3 лет на 75 мест, 3 лекотеки.
14 муниципальных образовательных учреждений имеют статус региональных инновационных площадок, 4 общеобразовательных учреждения являются пилотными площадками по опережающей апробации ФГОС основного общего образования, 4 ДОУ – пилотными площадками по апробации ФГОС дошкольного образования. Всего в инновационную сеть города включены 20 ДОУ, 22 общеобразовательных учреждения, 3 учреждения дополнительного образования детей, ГНМЦ, комитет образования. В муниципальной системе образования реализуется 104 инновационных образовательных проекта различных уровня и направленности, прошедших профессиональную экспертизу и официально утвержденных Минобразования Забайкальского края и комитетом образования гор. Читы.
***
Существенно изменяются нормативно-правовые условия осуществления деятельности муниципальных образовательных организаций.
В развитие ФЗ№273 от 29.12.2012 года принят ряд подзаконных нормативных правовых актов: постановления Правительства РФ, акты Минобрнауки РФ, Минтруда РФ, Рособрнадзора, региональные документы. К числу самых значительных относятся новые порядки осуществления образовательной деятельности, новые правила аттестации педагогических работников, мониторинга образования и др. С 1 января 2015 года вступает в действие профессиональный стандарт педагогического работника.
На муниципальном уровне внесены изменения в положение о комитете образования. Разработаны и приняты порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста, порядок установления размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях. Утверждены стандарты качества муниципальных услуг, оказываемых образовательными организациями, административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Организация отдыха, оздоровления и временной трудовой занятости несовершеннолетних в каникулярное время». Приказами комитета образования установлены критерии эффективности руководителей образовательных учреждений и педагогических работников, порядок согласования программ развития муниципальных образовательных организаций, проведено закрепление за территориями города муниципальных образовательных учреждений. Обновляется нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в образовании. В образовательные учреждения направлены рекомендации по введению эффективных контрактов, типовые формы дополнительных соглашений с работниками при переходе на эффективный контракт, макет нового текста устава образовательной организации. 2014/2015 учебный год является важным этапом обновления организационного порядка учреждений, внесения изменений в уставы, локальные нормативные акты. До 1 января 2016 года вся нормативная база учреждений должна быть проинвентаризирована, приведена в соответствие с действующим законодательством, и должна активно содействовать модернизации деятельности образовательных учреждений, гармонизации отношений участников образовательного процесса. Следует особое внимание обратить на соответствие существующей нормативной правовой базы комитета образования, локальных нормативных актов муниципальных образовательных организаций действующему законодательству, оказать квалифицированную управленческую и юридическую помощь администрации учреждений в этой работе. Полезным управленческим «ходом» в этой работе может стать разработка типового перечня локальных нормативных актов муниципальных образовательных организаций, создание муниципального реестра локальных нормативных актов образовательных организаций различного типа, обучение начинающих руководителей образовательных организаций по правовым вопросам и вопросам организации делопроизводства.
***
Для совершенствования материально-технических условий реализовывались мероприятия комплексной программы модернизации региональных систем общего образования (МРСО), краевых и муниципальных целевых программ в сфере образования. В рамках комплексной программы МРСО в 2011 -2013г.г. средства федерального бюджета предоставлялись субъектам Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств регионов по модернизации школьного образования. В 2011-2013г.г. в рамках МРСО и соглашений между Администрацией гор. Читы и Минобразования Забайкальского края приобретено (получено) 123 учебных кабинета, в том числе 42 кабинета начальных классов по ФГОС, оборудовано 705 АРМ учителя, в т.ч. 303 –для учителей начальных классов, оснащено интерактивными досками 54 кабинета начальных классов, установлено 598 единиц компьютерной техники, получено 221 531 экземпляров учебников за 1-6 классы, в том числе 189 188 – для учащихся начальных классов, реализующих ФГОС нового поколения. Кроме того в рамках исполнения судебных решений образовательным учреждениям в 2013 году предоставлена целевая субсидия на приобретение учебников в сумме более 78 млн.рублей.
В 2011г.,2012г. были поставлены 1 комплект спортивного оборудования для образовательного учреждения (СОШ№19), 10 единиц оборудования для школьных столовых (СОШ №№1,2,9,19,26,27,30,47,49, МЯГ№4), приобретено 2 единицы транспортных средств для перевозки учащихся (СОШ№24,№44 и др.), осуществлялся капитальный и текущий ремонт зданий школ. За счет средств муниципального бюджета и собственных средств приобретены компьютеры на сумму 85,9 тыс.руб., оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся на сумму 245,7 тыс.руб., оборудование для школьных столовых: холодильники, электрические печи (1млн.271 тыс..руб.), проведены текущие и капитальные ремонты образовательных учреждений на сумму 1млн.650тыс.руб. и 28млн.558,1тыс.руб. соответственно. В рамках мероприятий муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в 2013 году произведено энергетическое обследование 20 зданий. В 2014 году ещё в 44 образовательных учреждениях предусмотрено проведение энергетического обследования.
В рамках муниципальной целевой программы «Образование детей дошкольного возраста в городском округе «Город Чита» произведена оплата за изготовление проектно-сметной документации в сумме 347,1тыс.руб. Произведена оплата ремонтных работ в сумме 5млн.727,7тыс.руб.(капитальные ремонты помещений в 10 дошкольных образовательных учреждениях, в двух общеобразовательных учреждениях для подготовки помещений для организации дошкольных групп), приобретены материалы для ремонта и открытия дополнительных мест в дошкольных учреждениях на сумму 1млн.084,8тыс.руб. (пластиковые окна, посуда, краска). Закуплено оборудование (мебель, компьютеры, кухонное оборудование) на сумму 863,1тыс.руб.
По программе «Развитие системы дошкольного образования на 2011-2015 г.г.» произведены расходы за 2013 год на оплату капитального ремонта в ДОУ№82 на сумму 682,4 тыс. руб.; в ДОУ№30 - замена водопроводной системы, изготовление проектно-сметной документации, восстановление электроснабжения, капитальный ремонт всего на сумму 1425,7 тыс. руб.; ДОУ №3 ремонт помещения на сумму 410,0 тыс. руб. Оплачена проектно-сметная документация по ДОУ №3, №82.Приобретены мебель и спортивный инвентарь по ДОУ №№35, 44,46,49,66,71,82,83 на сумму 241,8 тыс. руб. Приобретены игрушки и дидактические пособия на сумму 248,1тыс.руб.(ДОУ№№35,44,46,49,66,71,82, 83).
В дополнительном образовании за счет средств субсидии на иные цели приобретено оборудование для нового спортивного сооружения – бассейна – ДЮСШ №9 на сумму 332,177 тыс. руб. (спортивный инвентарь, мебель, стремянка, робот- чистильщик и др.). По МЦП «Социально-экономическое
развитие городского округа «Город Чита»» приобретены для спортивных школ и иных учреждений дополнительного образования спортивный инвентарь, спортивная форма, хозяйственные товары, канцелярские товары, игрушки, призы на сумму 571,1 тыс.руб.
Для организации летнего отдыха на базе загородных лагерей в 2013 г. приобретены огнетушители, мебель, кровати, спортивное оборудование. Произведена дератизация помещений, вывоз и утилизация твердо-бытовых отходов, ремонт электрооборудования, очистка мест для купания.
Основные характеристики материально-технических условий функционирования муниципальной системы образования определены в показателях мониторинга системы образования, а также в отчетных показателях комплексной программы модернизации региональной системы образования.
Таблица 1
Сводные показатели мониторинга муниципальной системы образования за 2014 год
№ п/п | Показатели | ДОУ (в%%) | ООО (в%%) | УДО (в%%) |
1 | Удельный вес числа организаций в общем числе образовательных организаций, имеющих: |
| водоснабжение; | 94 | 96 | 100 |
| центральное отопление; | 92 | 94 | 89 |
| канализацию. | 93 | 92 | 89 |
2 | Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе образовательных организаций | 0 | 0 | 0 |
3 | Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе образовательных организаций | 66 | 53 | 33 |
Уровень оснащённости школ и гимназий составил в 2013/2014 учебном году 75%, доля обучающихся 1-11 классов, обеспеченных необходимыми бесплатными учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников – 85,6%, доля старшеклассников, имеющих возможность обучения по профилю -100%. 32,6% учащихся имеют возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с).
Вместе с тем, материально-технические условия функционирования и развития муниципальной системы образования ограничены. В отличие от сельских районов Забайкальского края практически исчерпаны возможности оптимизации сети и финансов как магистральной линии модернизации экономики образования. Из 50 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений 47 - работают в две смены. При суммарной проектной мощности дневных школ на 23,7 тыс. мест реальная наполняемость составляет 35,2 тыс. мест (1,48). Средняя наполняемость в классах – 26,4 чел. Доля учащихся, занимающихся во вторую смену, в целом по городу составляет 34,1% (в 2012 году -32,9%). В 20 (в 2012 г. -19) учреждениях доля учащихся, обучающихся со второй и третьей смены, составляет свыше 40%, в 6 (в 2012 г. -6) школах - 30-40%, в 11 (в 2012 г.- 8) школах - 20-30%, в 9 (в 2012 г. – 8) школах - до 20%. В дошкольных образовательных учреждениях в 2014 году при проектной мощности 11,3 тыс. мест реальная наполняемость составляет 18,3 тыс. чел., т.е. 1,61 чел. Уровень доступности в ДОУ составляет в 2014 году 59,4%. Очередь в ДОУ составляет 11 096 чел., в т.ч. в возрасте от 3 до 7 лет – 394 чел. В учреждениях дополнительного образования обеспеченность учебными площадями на 1 обучающегося составляет 0,9 кв.м. при норме СанПиН - 2,0-4,0 кв.м. (в зависимости от профиля учреждения). Значительным является удельный вес учреждений, нуждающихся в капитальном ремонте (см. табл.1).
Дефицит мест в муниципальных образовательных учреждениях не позволяет в должной мере развернуть дополнительное образование, организовать внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС, обучение по индивидуальным планам, углубленное изучение предметов, работу с детьми, не посещающими дошкольные учреждения. Не удовлетворяется спрос населения на образование повышенного уровня, в связи с дефицитом мест в гимназиях, школах с углубленным изучением предметов.
Поэтому на федеральном и региональном уровне востребована программа укрепления материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, а на уровне муниципалитета – решения, направленные на оптимизацию распределения контингента учащихся, и учёт в градостроительной политике необходимости рационального размещения сети образовательных учреждений. Насущной является задача строительства школ и детских садов в центральной части и в других микрорайонах города.
***
Финансовое обеспечение муниципальных образовательных учреждений и городских мероприятий в сфере образования осуществляется посредством предоставления субсидий на выполнение муниципального задания, а также на иные цели: проведение капитальных ремонтов, для выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. Также осуществляется финансирование в рамках реализации мероприятий муниципальных, региональных и федеральных целевых программ.
Расходы местного бюджета в структуре расходов на образование составляют более половины средств консолидированного бюджета (61%), последовательно нарастает доля регионального бюджета, что связано с предоставлением в 2013 году дополнительных субсидий краевого бюджета на повышение заработной платы отдельным категориям работников в целях реализации майских (2012 года) Указов Президента РФ. Затраты муниципального бюджета составляют основную часть расходов общих расходов консолидируемого бюджета, направляемых на проведение капитальных и текущих ремонтов.
В целях выполнения положений Указа Президента РФ от 07.05.2012г. №599, направленных на ликвидацию очередей в дошкольные учреждения на 2013 год выделена субсидия в объеме 21млн.814,0 тыс. руб. из муниципального бюджета на выполнение муниципального задания на новую сеть, т.е. на создание новых мест в детских дошкольных образовательных учреждениях. Из средств муниципальной целевой программы «Образование детей дошкольного возраста в городском округе "Город Чита" на 2011-2015 годы» на финансирование 5 групп семейного типа направлено в 2013 году 845,0 тыс. руб.
Из краевого бюджета на установление на16,1% повышающего коэффициента к должностному окладу педагогическим работникам и помощникам воспитателя и увеличения на 14% стимулирующих выплат этим категориям работников выделено и освоено 66млн.911,9тыс.руб. Кроме того, в 2013 году из краевого бюджета выделено 564,75тыс. руб. на воспитание и обучение 170 детей-инвалидов в ДОУ. В 2014 году средства из регионального бюджета на эти цели ещё не выделялись.
На выполнение муниципального задания из бюджета города на 2013 год детским дошкольным образовательным учреждениям выделена субсидия в объеме 908млн.639,4 тыс. руб. Расходы бюджета на 1 ребенка составили в 2013 году 62тыс.841,67 руб., в первом полугодии 2014 года – 30тыс.440 руб.
На выполнение муниципального задания школами и гимназиями в 2013 году была получена субсидия в объеме 2млрд.487млн.061тыс.руб., в т.ч. за счет средств городского бюджета 1млрд. 320млн.738,2 тыс.руб. (53,0%). Наблюдается рост расходов на одного ученика. В 2010 году данные расходы составляли 26,1 тыс.руб., в 2013 году расходы увеличились до 40,2 тыс.рублей. По размеру расходов на одного учащегося в 2013 году среди общеобразовательных учреждений городского округа наблюдается определенная дифференциация: в 7 учреждениях расходы составляют от 25 тыс.руб.до 30 тыс.руб.; в 15 учреждениях от 30 тыс.руб. до 40 тыс.руб.; в 10 учреждениях расходы составляют от 40 тыс.руб. до 50 тыс.руб.; в 8 учреждениях расходы составляют от 50 тыс.руб. до 60,0 тыс.руб.; в 8 учреждениях расходы составляют от 60тыс.руб. до 70тыс.руб. В двух учреждениях (Центр образования №2, школа-интернат №4) расходы существенно превышают средний размер и составляют более 130,0 тыс.руб. на одного ученика в год. Дифференциация расходов образовательного учреждения на одного ученика в целом зависит от наполняемости школы и расходов, связанных с содержанием имущества – чем больше здание, либо территория, закрепленная за учреждением, и меньше контингент обучающихся, например, ввиду удаленности от центра (Железнодорожный, Черновский район), тем выше расходы.
В 2013 году на организацию предоставления услуги дополнительного образования детей из муниципального бюджета выделено 191млн. 147,25тыс.руб., из краевого бюджета – 32млн.597,1тыс.руб. (на увеличение размеров повышающих коэффициентов к должностному окладу (1,145) педагогическим работникам УДО). Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги по предоставлению услуг дополнительного образования детей в пересчете на одного ребенка в среднем составили в 2013 году -11,177 тыс.руб.
Расходы на проведение мероприятий для детей и молодежи в бюджете городского округа составили 1 317,0 тыс.руб., в т.ч. в рамках программы «Социально-экономического развития» 295,0тыс.руб. Все мероприятия проведены согласно плану на 2013 год.
Расходы по организации предоставления услуги питания детей из малоимущих семей в учреждениях начального, основного, полного (среднего) общего образования составили в 2013 году 14795,3 тыс.руб., в т.ч. за счет средств бюджета городского округа «Город Чита» 4232,0тыс.руб. Плановое количество потребителей услуги - 7600 человек. Среднегодовое количество потребителей услуги – 6854 человек. В течение учебного года наблюдается снижение среднефактического количества потребителей услуги, что связано с фактической посещаемостью детей, пользующихся услугой бесплатного питания, и расчетом с поставщиком данной услуги согласно фактическому расходу. В 2014 году в связи с внесением изменений в порядок оказания услуги, связанный с подтверждением статуса малоимущей семьи службами социального обеспечения, количество детей, получающих бесплатное питание, сократилось до 3240 человек.
На организацию летнего отдыха в 2013 год направлено 22млн.887,0тыс.руб. средств краевого бюджета. Были организованы лагеря дневного пребывания в общеобразовательных учреждениях, в которых отдохнуло 5156 человек, в загородных лагерях - 1170 учащихся, в палаточном лагере 65 учащихся. Приобретено 1017 путевок в лагеря дневного пребывания, а также произведена частичная оплата за 19 путевок в загородные лагеря для детей из малоимущих семей. В 2014 году произведена оплата за 4804 путевки в лагеря дневного пребывания для детей из малоимущих семей.
Комитетом образования также осуществляются полномочия по предоставлению компенсации части платы, взимаемой с родителей за содержание ребенка в образовательных учреждениях, а также по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
В предстоящие годы перед комитетом образования стоит задача активного освоения и использования возможностей новых финансово-экономических инструментов: нормативно-подушевого финансирования, ученико-часа, институтов муниципальных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности, частно-государственного партнерства, стандартов качества, программно-целевого подхода.
***
Кадровое обеспечение является важнейшим условием реализации процесса модернизации муниципальной системы образования. В муниципальных образовательных учреждениях города работают, по данным мониторинга муниципальной системы общего образования на 30 июня 2014 года, 3635 педагогических работника. 56,3% педагогов работают в общеобразовательных учреждениях, из них 1905 -учителя. В гимназиях и школах города работают 89,4% педагогов с высшим образованием, в ДОУ -53,9%, в УДО -74,9. 94,8% педагогов школ имеют высшее и среднее профессиональное образование педагогического профиля. На 1 учителя в школах приходится 19,4 учащихся (в РФ -13,7, в Забайкальском крае – 12,4), в ДОУ – на 1 педагога - 14 воспитанников, в УДО – 35,5 обучающихся. В 2013/2014 учебном году аттестованы на высшую и первую квалификационную категорию 362 педагогических работников, из них работники школ -203 чел., ДОУ – 135 чел., УДО -24 чел. Среди руководителей и заместителей руководителей муниципальных образовательных учреждений аттестовано 66чел., в т.ч.47 - на соответствие занимаемой должности.
Учительство города активно повышает свою квалификацию. 68,5% педагогов ДОУ, 78,5% педагогов общеобразовательных учреждений, 94,1% педагогов УДО за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В городе создана и действует разветвленная система постоянно действующих семинаров, учебных занятий, ресурсных центров, проблемных групп по различным аспектам профессиональной деятельности педагогических работников. Например, повышение квалификации по ФГОС прошёл за 4 года 2171 учитель (77,5%), обучение по использованию ИКТ в образовательном процессе 60% педагогов. За период 2012-2014 г.г. КПК по вопросам инклюзивного образования прошли 64 педагога из школ города. В 2013/2014 учебном году в школе педагога -исследователя обучались 65 чел. Через модульные обучающие программы ГНМЦ прошли обучение 204 учителя школ города Читы. В работе ресурсных центров приняли участие 399 человек, творческих, проблемных групп – 136 человек.
В то же время в кадровом обеспечении муниципальной системы образования нарастают неблагоприятные тенденции. Возрастная структура кадрового корпуса характеризуется следующим образом: среди педагогов школ старше 55 лет - 24,3%, УДО -17,2%,ДОУ -13,5%. Доля педагогов в возрасте до 30 лет: в школах - 21,7%, УДО -17,9%, ДОУ -29,2%. На 1 октября 2013 года вакансии по школам составляли 85 чел. На 1 марта 2014 года официальные вакансии по школам города составляли 27 ставок, в ДОУ - 73 мест. По данным мониторинга РКПМО средняя нагрузка на учителя по должности составляет 1,26 ставки, с учетом внутреннего совместительства - 1,43 ставки. Прогноз кадровой ситуации показывает: в среднесрочной перспективе система образования города может столкнуться с серьезными проблемами в обеспечении школ кадрами учителей и других категорий педагогических работников. Причиной такого положения является нарушение процессов воспроизводства учительства как социально-профессиональной общности, включая воспроизводство стандартов профессионального труда и норм корпоративной этики. По данным опросов, которые ежегодно весной проводятся среди старшеклассников школ города Читы, на обучение по педагогическим профессиям ориентированы 16 выпускников 9-х классов (из 2762 чел.) и 177 выпускников 11-х классов (из 1310 чел.). Эту проблему не решить, как иногда представляется, только повышением уровня зарплаты педагогов до средней по экономике. Нужен комплексный подход к решению этой задачи на уровне РФ и Забайкальского края, вузов и ссузов нашего региона. Помимо традиционных проблем бытового устройства: жилье, медобслуживание, нагрузка, режим работы, на наш взгляд, во-первых, неудовлетворительными являются также и объемы подготовки педагогов по всем основным педагогическим специальностям в нашем крае, во-вторых, недостаточным является уровень подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Представляется, что в стандарты профессиональной подготовки, основные профессиональные образовательные программы по педагогическим и гуманитарным специальностям следует включить больший объем педагогической практики и профессиональных «проб». Перспективной является идея «педагогической интернатуры», которая была заявлена в краевой программе «Педагогические кадры 2008-2012 г.г.», но так и не была реализована. По мнению наших педагогов Минобрнауки РФ, Минобразования Забайкальского края следует больше внимания уделить пропаганде и в хорошем смысле «пиару» профессии учителя, в том числе и в средствах массовой информации.
Информационное обеспечение деятельности муниципальной системы образования осуществлялось на основе активного использования существующих возможностей медиа-пространства города. Проводилась целенаправленная работа по освещению деятельности системы образования в средствах массовой информации. В 2013/2014 учебном году в СМИ активно освещались традиционные общегородские события: начало нового учебного года, День учителя, День Знаний, Бал медалистов, Шествие выпускников, мероприятия в дни школьных каникул. В 2013/2014 учебном году было выпущено более 100 информационных листов (пресс-анонсов и пресс-релизов); выдано в эфир 64 сюжета на радио России-Чита в программах «Здравствуй, неделя!», «Утренняя студия», «Большая перемена», «Дневная студия - прямой эфир», «Годы, судьбы, люди», «Пластилин». В записи сюжетов активно участвовали специалисты комитета образования, педагоги, руководители образовательных учреждений, учащиеся, воспитанники дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также родители. Было отснято 124 сюжета ТК «Вести-Чита», «ТК «Альтес» для новостных программ «Вести», «Вести-Сибирь», «Время новостей», тематических программ «Чита - спортивный город», «Время перемен», «Мэр и Я».
В периодических изданиях было опубликовано 30 печатных материалов. В течение 2013/2014 учебного года было организовано и проведено две встречи председателя комитета образования со средствами массовой информации на пресс-конференциях в Администрации городского округа «Город Чита». Также были организованы пресс-конференции специалистов отдела общего образования по вопросам сдачи государственной итоговой аттестации, первого заместителя председателя комитета образования по вопросам предстоящего комплектования дошкольных образовательных учреждений в новой форме – электронного комплектования. При переходе на новую систему комплектования детских садов с ноября 2013 года по апрель 2014 года проводилась PR- кампания с постоянным информированием населения о вводимых новшествах и изменениях в процедуре предстоящего комплектования на новый учебный год.
Одним из самых популярных инструментов информирования общественности в сфере образования по-прежнему являются веб-сайты комитета образования, образовательных учреждений. Сайт решает многие задачи: позиционирование образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, привлечение партнеров, оперативного информирования общественности. Интернет-сайт комитета образования представлен постоянными разделами: о комитете, планами работ, положениями, контактной информацией образовательных учреждений, нормативно-правовой базой, государственно-общественным управлением, новостной лентой, а также временными разделами. Например, ко дню учителя была создана страница, на которой размещались материалы о педагогах нашего города, представленные учреждениями. Ежедневно сайт пополняется анонсами предстоящих мероприятий, результатами прошедших конкурсов и соревнований, оперативной информацией, требующей быстрого информирования населения.
Ежегодно, в начале нового учебного года, проводится обновление разделов сайта, замена устаревшей, неактуальной информации.
Помимо сайта комитета образования города Читы во всех образовательных учреждениях и ГНМЦ созданы собственные информационные веб-сайты. Доступно, ярко представлена информация на сайтах школ №№49,38,14,21 и некоторых других учреждений. Однако, большинство сайтов учреждений далеки от современных требований. Содержание и периодичность обновления информации на школьных сайтах не в полной мере соответствуют постановлению Правительства РФ от 10.06.2013 г. №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновлении информации об образовательной организации». Нет информации для родителей (не сформирован соответствующий раздел), у органа общественного участия в управлении нет своей страницы, а если таковая имеется, то информация очень редко обновляется, нет полезных ссылок, наглядности.
Сайты образовательных учреждений призваны стать не только современным атрибутом учреждения, наличие и содержание которого предписывается действующим законодательством, но и средством аналитической работы учреждения, генератором ученических, учительских и гражданских инициатив, каналом обратной связи школы с социумом.
***
Особенностью современной государственной образовательной политики России является ориентация на позитивные результаты деятельности. Важнейшие показатели результативности и эффективности деятельности образовательных учреждений и муниципальных систем образования определены в директивных документах, прежде всего, в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 и 599, распоряжении Правительства РФ от 30.12.2012 года №662-р, государственной программе «Развитие образования в Российской Федерации на период 2012-2020 годы».
Один из основных показателей результативности – это повышение уровня заработной платы педагогических работников. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагает доведение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в регионе, средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе.
В городе ведется работа по достижению показателей оплаты труда работников образовательных учреждений, установленных майскими (2012 года) указами Президента РФ. По данным федерального статистического наблюдения ЗП-образования электронного за 2013 год соотношение среднемесячной начисленной заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений и среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике в субъекте РФ составило 26,7 тыс.руб. (100%), в т.ч. среди учителей -27,9 тыс. руб. В первом полугодии 2014 года зарплата педагогов составляет 32,4 тыс.руб., в т.ч. учителей – 33,7 тыс.руб. Конечно, это показатель «средний». Он складывается за счет увеличения нагрузки педагогов (средний показатель -22,7 часа), внутреннего совместительства (1,43 ставки), доплат за высшую и первую квалификационную категорию (в среднем - 11% и 9%- соответственно), а также наличия стимулирующих выплат. Тем не менее, нельзя не отметить, что ещё в 2008-2009 учебном году уровень зарплаты составлял 47,6%, а в 2011-2012 учебном году - 66,6% к среднему по экономике.
В 2013 году почти в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом повысилась средняя заработная плата воспитателей ДОУ – она составляет 19,6 тыс. руб. (против 13,8 тыс. руб. в 2012 году), а также педагогов дополнительного образования – в 2013 году до 17,1 тыс.руб. (11,6 тыс. руб. –в 202 году). Введены «гранты» Мэра для 10 лучших педагогов города в объеме по 100 тыс. руб. каждый.
***
Важнейшим обязательством государства является достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В условиях роста рождаемости комитет образования изыскивает возможность увеличивать количество мест в детских садах, действуют различные подходы в решении проблем общедоступности дошкольного образования. В 2011 году за счет перепланировки свободных помещений дополнительно открыто 16 групп в детских дошкольных образовательных учреждениях №№ 3,6,12, 13,23,28,35,50,53,58,62,85,96,117. В 2012 году в ДОУ дополнительно открыто 5 групп на 100 мест за счет перепланировки свободных помещений, ранее используемых по другому назначению. В 2013 г. из ведомства Минобороны РФ в муниципалитет передано 4 детских сада с контингентом 517 детей. В 2013/2014 учебном году в муниципальных образовательных учреждениях введено дополнительно 550 мест для детей дошкольного возраста. Введены в эксплуатацию 2 новых детских сада, 3 дошкольных группы в общеобразовательных учреждениях, группы на базе ЗабАИ, в пос. Молоковка, дополнительные группы в ДОУ№№3,72, 5 ЦИПРов, 3 лекотеки, 5 групп семейного типа. В настоящее время проводится реконструкция здания бывшего дошкольного учреждения по адресу: ул. Кенонская,25 в Железнодорожном районе на 95 мест, строительство дошкольных учреждений в микрорайоне «Девичья сопка» в Черновском районе на 75 мест, в микрорайоне «Царский» в Центральном районе на 110 мест, осуществляются мероприятия по открытию дополнительных групп в ДОУ №24, №66 для детей 3-4-х лет на 75 мест.
***
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 установлен показатель обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет до 75% от общей численности учащихся (к 2020 году). В 2013/2014 учебном году 61,2% детей было занято в учреждениях дополнительного образования детей, 35,2% - занимались по программам дополнительного образования. Не охвачено системой дополнительного образования - 3,6%. Вместе с тем, репрезентативный выборочный независимый социологический опрос старшеклассников показывает (март-май 2013 года), что доля старшеклассников, охваченных программами дополнительного образования, значительно ниже школьной отчетности. По данным опроса, 75% старшеклассников посещают учреждения дополнительного образования. Показатели, установленные Президентом РФ, в муниципальной системе дополнительного образования достигнуты; однако, сохраняется задача повышения результативности дополнительного образования, изменения его структуры в пользу развития программ технического, естественно-научного направления, повышения его роли в личностном развитии детей и подростков, сохранения контингента детей, формирования гибких вариативных программ, способных удовлетворить меняющиеся потребности школьников в дополнительном образовании.
***
Важные показатели результативности региональных и муниципальных систем образования установлены в «дорожной карте» "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (далее - план), утвержденной Правительством РФ в развитие майских указов Президента РФ.[1] Согласно «дорожной карте» в 2014 году должны быть достигнуты следующие показатели :
| | | |
Ø | число обучающихся на 1 учителя | 11,2 чел. | |
Ø | удельный вес школьников, обучающихся по новым ФГОСам | 44 % | |
Ø | отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (врасчете на 1 предмет) в 10процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена | 1,74 | |
Ø | Удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций | 20% | |
Фактически по итогам 2013/2014 учебного года достигнуты следующие результаты: число обучающихся на 1 учителя – 19,4 чел., удельный вес школьников, обучающихся по новым ФГОСам – 41,3%, отношение среднего балла ЕГЭ в 5 школах с лучшими результатами ЕГЭ к 5 школам с худшими результатами ЕГЭ составило по русскому языку - математике -1,3, по математике 1,7. Доля педагогов в системе общего образования в возрасте до 30 лет составляет по данным мониторинга 21,7%.
Как можно заметить, по общесистемным показателям развития муниципальной системы образования наше педагогическое сообщество соответствует основным параметрам, определенным в правительственном документе. В то же время стоит задача поиска резервов для обеспечения эффективности работы образовательных организаций, комитета образования, формирования современной системы оценки качества образования.
К мерам по повышению эффективности дошкольного, общего и дополнительного образования относятся также разработка (изменение) показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников, разработка и внедрение механизмов «эффективного контракта» с педагогическим работниками, установление взаимосвязи между показателями качества образовательных услуг гимназий, школ, ДОУ, УДО и результатами деятельности руководителей учреждений.
С этой целью проводилась разъяснительная работа, разрабатывались и направлялись в учреждения методические рекомендации, инструктивные материалы, нормативные документы федерального, регионального, муниципального уровней. Перед комитетом образования стоит задача организовать мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг муниципальных образовательных учреждений, выявление лучших практик организации этой работы.
***
Позвольте кратко остановиться на содержательных итогах реализации муниципальных целевых программ.
По муниципальной целевой программе «Образование детей дошкольного возраста в городском округе «Город Чита» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Чита» №123 от 06.06.2011 г. помимо мероприятий, связанных с вводом новых мест и укреплением материально-технической базы, осуществлялась активная работа по разделам «Здоровый ребенок», «Инклюзивное, интегративное и специальное образование для детей от 1,5 до 7 лет». Проводится ежемесячный мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности детей. Введена система «зимних и летних игр», спартакиад, недель физкультурно-оздоровительной работы.
Активно развивается практика педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Количество таких детей увеличивается (в 2010/-2011 учебном году -136, в 2013/2014 учебном году – 176), развиваются формы их поддержки. В текущем году проведена неделя передового педагогического опыта с использованием инновационных технологий в работе с детьми «особой заботы» - «Жизнь без границ», где презентовались передовой опыт, современные технологии работы по этой проблеме. Создаются условия для всестороннего развития неорганизованных детей дошкольного возраста на основе современных методов организации игровой деятельности и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ. Было организовано обучение родителей – воспитателей семейных групп. Велась активная методическая работа по профессиональному развитию педагогов дошкольных образовательных учреждений.
***
По «Межведомственной комплексной целевой программе воспитания на период с 2011 по 2015 годы» продолжалась работа по проектам «Гражданин и патриот», «Путь к совершенству», «Сохраним будущее», муниципальной программе развития детского движения, муниципальной программе отдыха и оздоровления, занятости детей и подростков, муниципальной программе создания современной инфраструктуры учреждения отдыха и оздоровления детей на 2011-2015 годы. Реализовывались совместный проект с Забайкальской краевой филармонией «Поколение будущего» (создание условий для нравственного и духовного становления подрастающего поколения). Получили свое дальнейшее развитие «Пост №1» и волонтерское движение (43 волонтерских отряда).
Осуществлялись традиционные для города массовые акции, движения: «Вахта памяти» на Мемориале боевой и трудовой славы забайкальцев, акции «Забота» и «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», совместные межведомственные программы работы с детьми и подростками по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и правонарушений реализованы полностью.
В системе профилактической работы проведены следующие мероприятия: акция «Ярмарка здоровья» (специализированные занятия со специалистами комитета образования, управления наркоконтроля, центров «Спид» и «Планирования семьи», врачами краевого наркологического диспансера, студентами – волонтерами); антинаркотическая акция для школьников «Классный час», антинаркотическая акция для родителей «Родительский урок», интернет-акция антинаркотического содержания «Имею право знать!»; акция «Защита» (профилактика имущественных преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних); акция «Спорт против наркотиков». Месячники правовых знаний, «За здоровый образ жизни» и военно-патриотического воспитания «Во славу Отечества».
В работе с молодежью сохраняют свое значение военно-патриотическое движение "Граница", студенческое волонтёрское движение города, всероссийская акция «Весенняя неделя добра». Разработан и реализуется проект по работе с молодыми семьями.
***
По муниципальной целевой программе «Развитие общего образования (программы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа») на период 2012-2016 годы» значительные усилия направлялись на реализацию ФГОС нового поколения, совершенствование муниципальной системы выявления и поддержки одаренных детей, информатизации образования, обеспечения здоровьесберегающей деятельности, расширение самостоятельности и ответственности школ.
Детальный анализ реализации этих направлений в 2013/2014 учебном году планируется осуществить в публичном докладе комитета образования в октябре 2014 года.
***
Введение ФГОС. Доля школьников, обучающихся по ФГОС НОО (на 1 сентября 2013 года), составляет 48,8%, по ФГОС ООО -4,8%. В рамках комплекса мер по МРСО приобретались оборудование, учебники. 77,5% педагогов повысили квалификацию по вопросам введения ФГОС. Осуществляется методическое сопровождение процесса введения ФГОС: работает муниципальный совет по ФГОС, проводятся муниципальные НПК «Итоги и перспективы введения ФГОС нового поколения». В 2013/2014 учебном году в работе конференции приняли участие 998 педагогов школ, ученые вузов, представители родительской общественности. Были проведены конкурсы видеоуроков в системно-деятельностной парадигме и программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, открытые уроки, стажировочные площадки. Проанализированы организационно-педагогические условия освоения ФГОС начальной школы и апробации ФГОС основной школы, введения ФГОС дошкольного образования, определение проблемы и путей их разрешения. Отмечаются положительные тенденции: учителя используют в образовательной практике учебно-методические разработки и материалы, ориентированные на стандарты нового поколения, используют современные образовательные технологии, осознают необходимость перехода на развивающие системы обучения. Продолжаются диагностические исследования в рамках реализации проекта «Мониторинг эффективности введения и апробации ФГОС». Осуществляется экспертиза и корректировка основных образовательных программ школ, вступающих в апробацию ФГОС ООО.
Сохраняют свою актуальность вопросы финансово-экономического обеспечения условий, соответствующих требованиям ФГОС, в т.ч. обеспечение сопровождения внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения образовательного процесса - оснащения рабочего места учителя и учащихся, учебно-методического оснащения образовательного процесса, дефицита кадров учителей, в том числе в начальной школе, повышения профессионализма педагогов, изменения менталитета учительства с точки зрения принятия ценностных ориентиров новых стандартов и соответствующих им практик образования. Перед комитетом образования, ГНМЦ, администрацией школ стоит задача разработки и внедрения системы педагогического контроля и оценивания достижений школьников на разных этапах образовательного процесса.
***
Совершенствование муниципальной системы выявления и поддержки одаренных детей. Создан и обновляется по итогам мероприятий с детьми электронный банк данных «Одаренные дети и талантливая молодежь». Наблюдается рост к уровню 2012/2013 учебного года числа участников традиционных интеллектуальных конкурсов (Русский медвежонок, Кенгуру и др.). Возросла активность и результативность участия школьников гор. Читы во всероссийских дистанционных и очно-заочных конкурсах. По итогам 2013/2014 учебного года необходимо отметить МЯГ№4, СОШ№№6,11,19,22,27,30,33,40,42,45, которые не только активно участвуют, но имеют призёров и победителей в них. Растёт число победителей муниципального этапа конкурса «Будущее Забайкалья», в этом году их 18 чел. (результаты регионального этапа будут в сентябре). Большое внимание уделяется совершенствованию олимпиадного движения, приобщению к нему возможно большего количества школьников. В 2013/2014 учебном году в школьном этапе олимпиады участвовало около 17000 учащихся 5-11 классов, в муниципальном этапе -3438 учащихся 7-11 классов по 21 предмету. Самыми массовыми по числу участников стали олимпиады по английскому языку, русскому языку, обществознанию, истории, биологии, литературе (в них приняли участие более 200 человек по каждому предмету). Лучшими в городском рейтинге стали учащиеся гимназий №12,№4, СОШ№49,№9. Всего призовые и поощрительные места занимали представители 42 образовательных учреждений города, из них более чем по 10 мест имеют представители 12 учреждений. В этом году улучшили свои результаты СОШ№№11,1,13, 30,32,50,29. Увеличилось с 11 до 15 мест количество победителей региональных олимпиад. Необходимо отметить учителей, которые готовят учащихся к достойному выступлению на муниципальном и региональном уровнях. В 2014 году от 5 до 7 призёров и победителей подготовили: Азарникова Татьяна Николаевна (география, МЯГ№4), Афонина Марина Валерьевна (история, СОШ№49), Барышева Ирина Александровна (физика, СОШ№ 9), Каргина Татьяна Николаевна (физика, МЯГ№4), Нашинова Аюна Норполовна (история, МГ№12), Шкедова Светлана Степановна (история, СОШ№40).
В 46 образовательных учреждениях организована работа научных обществ учащихся с охватом учащихся около 3000 человек. Результатом работы школьных научных обществ является участие школьников в научно-практических конференциях, смотрах-конкурсах и т.д. На протяжении многих лет проводятся муниципальные этапы школьных научно-практических конференций «Шаг в науку» (5-8 классы), «Шаг в будущее» (9-11 классы). В 2012 году в конференциях приняли участие представители 45 образовательных учреждений города. Лучшими в рейтинге участия образовательных учреждений города Читы в муниципальных научно-практических конференциях признаны в 2013/2014 учебном году СОШ№47, №38, №30,40,51,МЯГ№4. В конкурсе школьных научных обществ «Лучший научный проект» из 10 обществ победил проект СОШ№9, в призерах – СОШ№33,№25,№51. Среди начальных школ муниципальный рейтинг участия в интеллектуальных мероприятиях возглавляют НОШ№31, НОШ№21, МГ№12, СОШ№11,14,30,36,49. Из мероприятий, запланированных МЦПРО, не реализуются по причинам финансового и организационного порядка «Организация и проведение на базе пришкольных, загородных оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования летних и зимних профильных смен для одаренных школьников» и «Организация и проведение учебно-тренировочных сборов школьников-участников регионального, межрегионального, всероссийского этапов олимпиады школьников, научно-практических конференций».
***
По информатизации муниципальной системы образования работа организована по двум составляющим: применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе и информатизация управленческой деятельности.
За период с 2010/2011 учебного года по 2013/2014 учебный год количество компьютеров в школах города увеличилось с 1152 до 2002 (+850), интерактивных досок – с 27 до 108 (+101), оборудовано 705 АРМ учителя, в т.ч. 303 –в начальных классах. Обеспеченность учащихся компьютерами современной модификации повысилась на 10 пунктов за 4 года (с 28 учащихся на 1 ученика до 18 на 1 ученика). 60% педагогов школ города прошли обучение по ИКТ – технологиям. Использование ресурсов сети Интернет находится, по нашей оценке, на низком уровне. Основные причины данной ситуации в отсутствии подключения к Интернету всех компьютеров ОУ и нарушение работы сети Интернет в связи с некачественным предоставлением услуг, отсутствием связи или плохой работы оборудования. В ходе анализа ситуации информатизации муниципальной системы образования выявлено, что количество школ, не имеющих компьютерных классов, составляет 12,5%. 37,5% школ не имеют общешкольной локальной сети. 38% компьютеров выпущены до 2007 года.
На базе муниципальной гимназии №12 организован ресурсный центр по дистанционному профильному обучению учащихся 10-11 классов. Разработаны и реализуются 6 учебных программ дистанционных курсов для 9-10 классов. По ним обучаются 218 учащихся из 4 школ города. Разработка курсов обусловлена социальным заказом обучающихся (анкетный опрос в мае) и кадровыми возможностями учреждения. Все сетевые педагоги имеют соответствующую подготовку. Сформирован банк учебно-методических и информационных материалов, подготовлены тестовые задания, контрольные работы, тренажеры. Занятия проводятся только в режиме off-line.
В 2013/2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях города продолжалось введение электронного дневника и журнала системы «Dnevnik. ru». За период 2012г.-2014 г.активность учителей в системе выросла с 58,8% до 94,0%, учеников - с 17,1% до 74,5%, родителей –с 9,6% до 54,5%.
В настоящее время 40% школ имеют локальные сети (план -70%), во всех школах частично внедрена система электронного документооборота, имеются школьные сайты, введена электронная регистрация при приеме в школу.
Проблемы информатизации сохраняются: отсутствие подключения к Интернету всех машин, недостаточная скорость подключения к сети интернет, сбои в работе оборудования, физическое и моральное старение компьютерной техники (38% компьютеров выпущены до 2007 года), недостаточный уровень подготовки учителей при работе по новым технологиям, отсутствие учебной мотивации у школьников при дистанционных занятиях.
***
В рамках мероприятий по подпрограмме «Здоровье школьников» наряду с традиционными методами по здоровьесбережению школьников важное место занимает реализация проекта «Доступная среда». Проект реализуется в муниципальной системе образования с 2012 года, направлен на создание условий для практической реализации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов. В рамках проекта реализуется комплексный подход, который включает в себя развитие инфраструктуры, реализацию принципов инклюзивного образования, осуществление эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, организацию разъяснительной и просветительской работы с родителями и педагогами. В ряде школ проведены ремонтные работы, в том числе установлены стационарные и передвижные пандусы. Приобретено и установлено специализированное оборудование, аппаратно-программные комплексы для слабовидящих, слабослышащих детей, сенсорные комнаты. Из 522 детей-инвалидов 294 (56,3%) обучается на дому, 220 (42,1%) - в школе, в рамках интегрированного обучения. 38 (7,2%) детей-инвалидов обучается дистанционно в краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов.
Всего за 3 года участия в проекте освоено 29 млн.29 тыс. руб., в том числе в рамках федерального бюджета – 14млн.535,4 тыс. руб., регионального бюджета - 394 тыс.руб., местного бюджета - 14 млн.100 тыс. руб. К 2015 году до 32% общеобразовательных учреждений обеспечат доступную образовательную среду, позволяющую совместно обучать различных детей.
***
В рамках мероприятий по расширению самостоятельности и ответственности образовательных учреждений и формированию инновационной практики управления муниципальной системы образования велась работа по развитию общественного участия в управлении образованием, а также формированию инновационного кластера (сегмента) в структуре муниципальной системы образования. В муниципальных образовательных учреждениях представлены все формы коллегиального управления: педагогические советы, общие собрания (конференции), в 24 организациях –управляющие советы, в 21 –советы учреждений, в 4 –попечительские советы, 1-фонд содействия школе, 1 - орган общественной самодеятельности, 1 - НП «Поддержка». В 30 муниципальных организациях работают Советы отцов, как самостоятельный орган или как отдельно созданная комиссия, выполняющая функции Совета отцов. С 2009 году создана читинская городская общественная организация «Союз родительской общественности». Ежегодно планируются и проводятся общегородские собрания, конференции, мини-конференции, декады для родительской общественности. В рамках движения «Сильные отцы - сильное Отечество» проводится ежегодная февральская конференция отцов. Последние два года конференция отцов проводится в новой форме, по площадкам. Такая форма позволяет охватить наибольшее количество участников, рассмотреть различные тематические аспекты, вовлечь отцов не только в теоретическую, но и практическую деятельность. Она вызывает положительный отклик среди родителей.
Включение муниципальных образовательных организаций в инновационную деятельность стимулировалось массовыми мероприятиями с педагогами, которые проводились на региональном и муниципальном уровне. По итогам Забайкальского образовательного форума статус «региональной инновационной площадки» был присвоен СОШ№9, №49, ДОУ №51, комитету образования (отдел воспитания, дополнительного образования и молодежной политики). На II городской образовательный форум было представлено 38 проектов и 22 отчета о реализации ранее утвержденных проектов. По его итогам статус «городской внедренческой площадки» установлен 3 учреждениям, статус «городской проектной площадки» - 10 учреждениям, статус «педагога –исследователя» - 2 педагогам, статус авторской образовательной (учебной) – также 2 педагогам.
Таблица 2
Динамика ведущих направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Читы
№ | Направления инновационной деятельности | учебные годы |
| | 2010-11 | 2011-12 | 2012-13 | 2013-14 |
1 | Воспитание и здоровьесбережение | 4 | 11 | 17 | 22 |
2 | Развитие системы образования детей с ОВЗ | - | 2 | 2 | 3 |
3 | Развитие системы поддержки талантливых детей | 2 | 9 | 12 | 3 |
4 | Новое содержание образования | 5 | 8 | 21 | 20 |
5 | Информационные технологии | 4 | 5 | 3 | 2 |
6 | Модели государственно-общественного управления образованием | 3
| 3
| 2 | 3 |
7 | Новые модели и механизмы организации ПК педагогических и управленческих кадров | 2 | 2 | 2 | 6 |
8 | Развитие сети ОУ | 1 | 9 | 8 | 8 |
Всего инновационных проектов по МСО г. Читы | 21 | 49 | 65 | 67 |
Анализ динамики ведущих направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования показывает, что устойчиво растет инновационная деятельность педагогов по таким направлениям как «Воспитание и здоровьесбережение», «Новое содержание образования». Определенная стагнация характерна для направлений «Развитие сети образовательных учреждений» и «Модели государственно-общественного управления образованием». Недостаточно инновационных проектов по направлениям «Развитие системы образования для детей с ОВЗ», «Информационные технологии» (по 2-3 проекта за последние два года). Заметен рост активности и результативности инновационных учреждений и педагогов-исследователей в конкурсном движении, в научно-практических конференциях. Существенно, в 2 раза выросла публикационная активность педагогов общеобразовательных школ (подготовка публикаций, пособий, рекомендаций). Наблюдается рост в выпуске интернет-продукции. Педагоги дошкольных образовательных учреждений значительно превосходят учителей школ в участии в профессиональных конкурсах, чему в немалой степени способствует распространенная в дошкольном образовании система общероссийских и межрегиональных заочных профессиональных конкурсов. Это делает актуальным создание городского фонда инновационных разработок и распространение лучших результатов инновационного опыта в образовательном пространстве города Читы.
***
Важнейшее значение в деятельности комитета образования, администрации образовательных учреждений имеет оценка качества образования. В современной школе она складывается из нескольких векторов – внутренней и внешней (независимой) оценки качества образования, системы объективных показателей, выявленных традиционными методами педагогического оценивания и субъективной оценкой потребителями образовательных услуг различных аспектов школьной жизни и качества образования.
По итогам промежуточной аттестации за 2013/2014 учебный год успеваемость составила 98,7% (в 2012/2013 у.г.- 99,4%) , качество знаний 38,6% (в 2012/2013 у.г. -38,4%). Награждены золотыми медалями 74 учащихся, серебряными – 46 учащихся (в 2012/2013 у.г. - 68 и 38). Из 450 «второгодников» 38 чел.(8,4%) – учащиеся 1-4 классов, 395 чел.(87,8%) –учащиеся 5-9 классов. Из 395 второгодников – учащихся подростковой школы, 314 чел.(79,5%)– выпускники 9 классов. Особенно неблагоприятная ситуация в СОШ№№2,6,8,17,23,26,44,50. Очевидно, что это «накопленные» издержки промежуточной аттестации предшествующих лет. В начальных классах второгодники имеются в 16 школах из 50. В 5-9 классах нет ни одного учреждения, в том числе, среди гимназий и школ с углубленным изучением предметов, которые обеспечивают 100% успеваемость. Выше среднего по городу имеют показатель качества знаний 17 образовательных учреждений. Свыше 50% составляет качество знаний в МЯГ№4, МГ№12, СОШ№2, НОШ№№21,37. Существенно (пять и более пунктов) ниже среднего показателя качества знаний имеют 22 образовательных учреждения. Ниже 30% - качество знаний в школе-интернат №4, СОШ№№46,50, 51,7,15, 24,29. Комитет образования считает, что администрации учреждений следует в текущем году внимательно рассмотреть ситуацию с внутришкольными системами оценки качества и привести их в соответствие с современными требованиями.
***
По результатам государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса получены следующие результаты: средний балл ГИА по русскому языку составил - 3,76 балла, по математике -2,97 балла. Удельный вес численности выпускников, получивших неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку составил 4,29%, по математике - 10,2% от общего числа выпускников. 12,5% выпускников 9 класса не получили аттестаты об основном общем образовании. 3,1% выпускников получили диплом с отличием.
Результаты итоговой аттестации (независимого тестирования) выпускников 9 класса (обязательные предметы) в динамике за три года
Предметы | Кол-во учащихся, участвующих в ГИА | 2012 | 2013 | 2014 |
2012г | 2013г. | 2014г. | усп.% | кач.% | усп.% | кач.% | усп.% | кач.% |
Математика | 2430 | 2319 | 2722 | 68,5 | 17,7 | 65 | 50 | 74,2 | 18 |
Русский язык | 2431 | 2323 | 2722 | 81,2 | 45,8 | 88 | 60,5 | 91,5 | 60,5 |
Таким образом, по русскому языку при стабильном качестве, результаты успеваемости выросли на 3,5%. По математике успеваемость повысилась, но качество значительно снизилось (на 32%). Среди образовательных учреждений по математике лучшие результаты показали: гимназия №12, СОШ №№49,9,22, гимназия №4, по русскому языку-СОШ№49, гимназия №12, СОШ№38, гимназия №4 и СОШ№3. Самые слабые результаты по двум основным предметам показали вечерние школы, а также СОШ №№17,23. Наибольшее количество выпускников, не получивших аттестаты в вечерних школах и СОШ№№15,17,13,44,18. После пересдачи экзаменов по математике - пересдавали экзамен 527 человек, не перешли порог 195 человек, по русскому - пересдавали из 44 человека, из них не сдали 17 человек.
Экзамены по выбору массовостью не отличаются. Было проведено всего 303 чел./экз., в т.ч. по обществознанию -100 чел., биология -28 чел., физика - 62 чел., английский язык -39 чел., химия -19 чел, информатике - 31 чел., география - 6 чел., история-12 чел., литература-6 чел. всего 317 чел/экзамена.
Предмет | Кол-во учащихся | успев-ть
(в %%) | Качество
(в %%) | Предмет | Кол-во учащихся | успев-ть
(в %%) | Качество
(в %%) |
Английский язык | 39 | 100 | 84,6 | Информатика и ИКТ | 29 | 96,6 | 62 |
История | 10 | 100 | 40 | Физика | 62 | 98,4 | 82,2 |
Литература | 6 | 66,6 | 66,6 | Химия | 19 | 100 | 73,6 |
Обществознание | 96 | 98 | 85,5 | Биология | 35 | 100 | 46 |
География | 21 | 90,4 | 76 | Всего | 317 | 94,4 | 68,5 |
***
Результаты государственной итоговой аттестации в 11 классах.
Наиболее показательными являются результаты по обязательным предметам – математике и русскому языку. Математика. Средний тестовый балл по Забайкальскому краю составил 36,7 балла. По городу 38,4 (с учетом ВСШ). Это показатель является выше краевого, но ниже городского 2013г., который тогда составлял 39,8. Из 42 дневных средних общеобразовательных учреждений, принимавших участие в ЕГЭ, 17 школ имеют показатель выше, чем средний по городу, 19 – выше, чем по Забайкальскому краю, 20 школ имеют балл ниже, чем средний по Забайкальскому краю. Самый низкий средний балл по средним школам имеет школа №24 -18,4, самый высокий – 54,1, школа №49. Децильный коэффициент (разница между результатами лучших пяти школ и пяти худших школ) составляет 1,7. По математике 80% выпускников набрали менее 55 баллов и только 7% - больше 70.Слабую подготовку, особенно по математике, продемонстрировали и медалисты текущего года. Так, 62% медалистов набрали до 70 баллов по математике. 29% – набрали от 70 до 75 баллов по математике. Только три человека смогли набрать 80 и более баллов. Успеваемость по математике по сравнению с прошлым годом выросла на 7,1%, с 91.2 до 98.3., однако, надо учитывать, что пороговый балл был изменен с 24 до 20. Если бы он остался прежним, то успеваемость по математике составила бы 81,9%. Ровно 20 баллов в этом году набрали 117 человек, интересно, что по 6 человек, набравших по 20 баллов, имеют ОСОШ, гимназия №4, СОШ №26, 7 человек -в СОШ №1. В других школах таких выпускников от 5 до 1. Это в очередной раз убеждает в необходимости организации качественной индивидуальной работы педагогов со средним учеником, имеющим определенный потенциал.
По русскому языку результаты являются более стабильными. Менее 55 баллов набрали 29% (429 человек) учащихся, более 70 баллов 349 человек,23,6%.Средний тестовый балл в 2014 году по городу составил 62,02 (с учётом вечерних школ), по сравнению с прошлым годом он несколько увеличился (был 61,3). Показатели по городу выше, чем по Забайкальскому краю на 4,37% (по краю 57,65). Децильный коэффициент составляет 1,3. 23 школы имеют показатели выше, чем средние по городу (в прошлом году таких школ было 12), 22 школы (в том числе вечерние) получили результаты ниже, чем среднегородские. Показатели выше, чем в среднем по Забайкальскому краю у 34 школ, ниже, чем по Забайкальскому краю у 11 школ. Три ученицы – Бояркина А. (СОШ №25), Савватеева Д. (СОШ №40), Патрушева Е. (СОШ №40) набрали по 100 баллов.
Итоги успеваемости по предметам по выбору, свидетельствуют о том, что показатели значительно снижены по информатике (с 93,3% в прошлом году до 85,5 в нынешнем), литературе (100 – 95,1), английскому языку (99,4-98,7), обществознанию (94,3-92), химии (92,4-87). Наблюдается некоторый рост только по истории (было 85,6, в этом году – 86,1), физике (90,6 – 93,6), биологии (92,5-93,1). Средний тестовый балл по предметам по выбору по всем предметам выше, чем по Забайкальскому краю, но по таким предметам как химия, биология, информатика ниже, чем по Российской Федерации. На наш взгляд, такие показатели для городских школ, реализующих профильное обучение, не являются удовлетворительными. Необходимо качественно менять подходы, методы и технологию организации как предпрофильной подготовки, так и профильного обучения. Неоднократно говорилось о проблеме качественного внутришкольного мониторинга работы педагогов профильных классов. По-прежнему острой остается и проблема подбора педагогов в профильных классах, организации повышения их квалификации, требуют изменения методы работы с детьми.
В общем рейтинге по итогам ЕГЭ в 2013-2014г.г. наш город занял третье место среди муниципальных образований. Надо сказать, что общие итоги ЕГЭ по городу аналогичны ситуации по России. Эксперты считают, что знания детей хуже не стали, их просто объективнее оценили. На наш взгляд, объективное оценивание, наряду с качественным обучением, должно начинаться в образовательных учреждениях. Это имеет практический смысл, с тем, чтобы выпускники читинских школ имели возможность уверенно реализовывать свои дальнейшие образовательные и профессиональные планы. Наконец -это честно и справедливо и соответствует нравственным и этическим устоям общества.
***
В оценке качества образования использовались результаты on-line - опросов родителей и старшеклассников, которые проводились краевым центром оценки качества образования. По итогам опроса 387 родителей - 75,1% респондентов удовлетворены уровнем преподавания, 80,9% -отношениями с педагогами и администрацией, 71,4% -отношениями детей в классе. 50% и менее удовлетворены питанием, работой школы по здоровьесбережению, чуть более половины удовлетворены МТБ и уровнем компьютеризации в школе. Среди старшеклассников (900 опрошенных) свыше 70% -удовлетворены уровнем преподавания, профессионализмом учителей, отношениями между школьниками, отношениями с учителями, содержанием образования, от 60 до 70%% составляет удовлетворенность уровнем знаний по отдельным предметам, уровень воспитательной работы и др. аспекты. Менее половины респондентов удовлетворены уровнем культуры учащихся, питанием в школе и др.
В то же время, на наш взгляд, методика on-line-опросов не является достаточно адекватной для формирования независимой оценки качества образования и мы считаем, что Минобразования Забайкальского края должно использовать для этого более адекватные и научно обоснованные методологию и методику независимой оценки качества образования.
***
Итоги 2013/2014 учебного года позволяют нам наметить общие контуры деятельности педагогических коллективов, администрации образовательных учреждений, комитета образования, общественности, органов местного самоуправления на предстоящий учебный год:
на общесистемном (муниципальном) уровне:
1) осуществить дополнительные мероприятия по решению задач и достижению показателей, определенных в майских (2012 года) указах Президента РФ, в «дорожной карте» Правительства РФ «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в том числе, в части повышения уровня зарплаты работников образования, обеспечения доступности дошкольного образования для детей 3-7 лет;
2) провести работу по реализации ФЗ от 29.12.2012 года №273, подзаконных актов, принятых на федеральном и региональном уровнях, и обеспечить целесообразные изменения в муниципальной нормативной правовой базе функционирования системы образования;
3) обеспечить устойчивое, бесперебойное функционирование муниципальной системы образования в предстоящем учебном году, реализацию в полном объеме региональных и муниципальных целевых программ в сфере образования, инновационных проектов;
на уровне муниципальных образовательных организаций:
1) продолжить работу по реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: введению ФГОС, совершенствованию работы с талантливыми детьми, совершенствование педагогического корпуса, развитию школьной инфраструктуры, здоровье детей, развитию самостоятельности и ответственности учреждений;
2) реализовать мероприятия по модернизации организационного порядка школы, с учетом целей и задач государственной образовательной политики, изменений в действующем законодательстве об образовании;
3) обеспечить формирование (обновление) внутренних систем оценки качества образования, реализовать переход на принципы «эффективного контракта», введение профессионального стандарта педагога в деятельность образовательных учреждений.
На уровне педагогов образовательных учреждений, профессиональных сообществ:
1) повышать качество и эффективность педагогического труда, овладевать и применять на практике современные образовательные технологии, обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, гуманизацию отношений в ученической среде;
2) принять меры к восстановлению профессиональной педагогической этики, смысла, назначения и престижа педагогической профессии, формированию корпоративной идентичности и солидарности, обеспечить свое профессиональное развитие.
Желаю успехов!