В конце ноября прошлого года забайкальцев поразила новость о том, что две восьмиклассницы поселка Дульдурга покончили жизнь самоубийством. Сначала решила распрощаться с жизнью одна девушка, а её подруга не выдержала и совершила суицид спустя три дня. Причины, по которым первая девушка свела счеты с жизнью, назывались разные. По одной версии это была неразделенная любовь, по другой травля в школе. Но как бы там ни было, теперь нет в живых двух детей.
В этом материале мы обсудили проблему суицидов, почему подростки решают расстаться жизнью, как родителям вовремя понять проблему. Помогала нам разобраться со всеми перипетиями подростковой психики главный внештатный психиатр министерства здравоохранения Забайкальского края, доктор медицинских наук, профессор Ольга Петровна Ступина. А директор школы №32 Читы Елена Николаевна Азбукина дала нам чёткий алгоритм работы с детьми, подвергшимися буллингу.
Записка решившегося на суицид
“Дорогие мама и папа, я не знаю, как вы это примете, но я решила совершить суицид. Если вы читаете это письмо, меня уже нет с вами. Я знаю, что это может показаться вам странным и непонятным, но я уже не могу больше жить так, как живу сейчас.
Я чувствую, что вы не понимаете меня и не слышите мои проблемы. Я стараюсь говорить о своих чувствах, но вы всегда отмахиваетесь от этого или говорите, что я просто придумываю. Я чувствую себя одинокой и никому не нужной.
Я знаю, что это не ваша вина, и я вас люблю за все, что вы для меня делаете. Но я не могу так больше жить. Я люблю вас и прошу прощения за все, что сделалА не так. А еще прощения у всех, кого я могЛА обидеть, это не со зла.
Я надеюсь, что со временем вы сможете понять мою боль и простить меня. Я верю, что там, где я буду после смерти, я найду покой и спокойствие.
Еще раз прошу прощения и люблю вас. Ваша дочь”.
Пробирает до слёз, особенно, если вы родитель. Этот материал для того, чтобы никогда-никогда в жизни не держать в руках такие страшные записки. А этими руками обнимать любимого ребенка и чтобы и с ним, и с вами всё было хорошо!
Об актуальности проблемы говорит еще и то, что тема первого в 2024 году краевого родительского собрания связана с вопросами профилактики травли в образовательной среде и суицидального поведения детей и подростков. Специалисты также объясняли и рассказывали родителям, как можно помочь ребенку, оказавшемуся в сложной ситуации, и что нужно делать, чтобы предотвратить ее, рассказали об особенностях профилактики подросткового суицидального поведения.
Фото: создано в нейросети Кандинский
Данные статистики
Согласно докладу уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, число попыток суицида среди несовершеннолетних за последние три года увеличилось почти на 13%, с 3253 до 3675 случаев, а число повторных попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев).
Больше всего суицидов в прошлом году, по данным Росстата, было зафиксировано в Приволжском федеральном округе (84 случая), далее следует Сибирский (77 случаев) и Центральный (63 случая).
По мнению Марии Львовой-Беловой, в школах необходимо совершенствовать государственную политику в сфере профилактики суицидов среди несовершеннолетних. У несовершеннолетних есть потребность в квалифицированной психологической помощи.
Согласно данным доклада, в 2021–2022 учебном году в школах численность обучающихся на одного педагога-психолога в среднем составила 607 человек, что не отвечает рекомендуемому нормативу в 300 учащихся.
Причины подростковых суицидов называются разные - неразделенная любовь, непонимание со стороны родителей, травля в школе, одиночество, низкий статус семьи. Однако, как утверждают наши специалисты, всё поправимо, если это нужно родителям и они готовы работать со своим ребенком. В рамках данного материала мы с вами разберем мнения двух участников работы с суицидами - школа и психиатрическая служба.
По работе первичного звена - образовательных учреждений нас проконсультировала директор школы №32 Азбукина Елена Николаева. Именно про работу педагогов, если вдруг они заметили, что ребенок переменился.
Фото: предоставлено Еленой Азбукиной
Если ребенка обижают, педагог (необязательно это социальный педагог) должен отреагировать. Губит равнодушие, нежелание помочь. С ребенком нужно сразу же разговаривать, чтобы он понял, что он не один, что ему помогут, он нужен. Параллельно работаем с обидчиком. Ему даем понять, что зло будет наказано, а у того, кого он обижает, есть поддержка.
Как понять родителям, что что-то не так?
Поведение ребенка - это ключ, вы должны понимать и чувствовать настроение ребенка. Если переменился, стал закрытым, изменилось поведение, не интересуют семейные дела, которые интересовали раньше, он грустный и не хочет идти в школу - это звоночки, которые необходимо распознавать.
Какие советы вы можете дать родителям, которые столкнулись с вышеописанными “симптомами”?
Родители в погоне за материальным обеспечением ребенка не должны забывать главное: дети очень нуждаются в поддержке. Они хотят, чтобы все их успехи были замечены. Родитель должен быть другом! Когда нужно, идти на одной волне с ребенком. И еще: не надо родителям в школе видеть врага. Со школой надо сотрудничать. В школе помогут. Вместе мы сила. Совет родителям: если увидели малейшую печаль у ребенка, все дела в сторону. Идем в школу к классному руководителю. Вместе вырабатываем стратегию. Не навреди, но и не прокарауль за своими заботами главного - МОРАЛЬНОЕ благополучие своего ребенка, который тоже личность!
Если говорить о травле в школе, то по каким причинам дети её устраивают?
Дети все разные, как, впрочем, и взрослые. Очень много факторов, которые влияют на воспитание детей: это и улица, друзья, СМИ, Интернет. Огромное влияние имеют родители, которые высказываясь при детях, должны понимать, что неокрепшие детские умы могут неправильно интерпретировать сказанное. Нужно и дома, и в школе больше говорить о любви, сострадании, дружбе, взаимопонимании, о том, что нужно уважать людей, даже если они не похожи на тебя. Именно отсутствие разговоров на эти темы рождает желание ребенка быть важнее другого и обижать того, кто не вписывается в его представления о жизни.
Какую работу ведет школа с теми, кто устраивает травлю?
Система разговоров, не отдельный классный час на тему (хотя и это должно быть), а весь процесс. Классный руководитель, учитель-предметник, администрация школы, родители - все вместе о добре и зле. Бумеранг, вседозволенность, безнаказанность, наказание - об этом надо говорить.
А теперь давайте рассмотрим мнение психиатрической службы. О том, какую работу с подростковыми суицидами ведет психиатрическая служба Забайкальского края, рассказала главный внештатный психиатр министерства здравоохранения Забайкальского края, доктор медицинских наук, профессор Ольга Петровна Ступина.
Фото: psychiatr.ru
Суициды - это проблема?
Сам факт суицида - это очень печально и неправильно, итог один - мы теряем детей. Так быть не должно. Главная наша задача - это сохранить детей, уберечь, спасти.
Обозначенная тема требует комплексного подхода и решения. Для этого существуют комиссии по делам несовершеннолетних при администрациях районов. Они работают совместно со школами и другими образовательными и соцучреждениями.
Как работает психиатрическая служба с детьми, решившимися на попытку суицида?
Первичное звено - это школа. Педагоги работают с детьми, они их знают и более чутко могут отреагировать на изменения в поведении ребенка. Но мы не стоим в стороне. У нас есть большая Кризисная служба, она работает, в том числе и с детьми, которые пытались совершить суицид. Также у нас есть комиссия, которая при необходимости выезжает и помогает педагогам. Наши психологи, дефектологи, психиатры консультируют психологов и социальных педагогов, которые работают в школах или в других детских учреждениях.
Расскажите, что делают с подростками, которые начали, но не довели “дело” до конца? Например, порезали руки?
К таким детям особое внимание. Здесь должна включаться школа. Но я бы обратила внимание родителей на нашу Кризисную службу, где работают настоящие профессионалы, они обязательно помогут. Обращение анонимное, бесплатное и круглосуточное. Можно позвонить по номеру – 8(3022) 40-14-83. Или лично обратиться по адресу: Чита, ул. Окружной Проезд, 3.
Как правило, те дети, которые в демонстративном порядке пытаются навредить себе - это не истина. Это демонстрация, подросток пытается привлечь внимание, кому-то что-то доказать.
Их ставят на учёт?
Нет. Специалист Кризисной службы только консультирует, при необходимости возможно посещение дневного стационара.
Те, кто решился на попытку, как работают с ними?
С ними больше работают психологи, чем психиатры.
В КДН (комиссия по делам несовершеннолетних, - прим. ред) приглашают детей, которые необязательно что-то совершили, а тех, например, которые в школу не ходят, убегают, связались с какой-то не той компанией. Это же наша с вами ответственность за будущее поколение. Если не мы, то кто их будет воспитывать? И мы, вместе с педагогами, смотрим всю совокупность факторов, которые привели к попытке.
У нас разработана реабилитационная карта, которую отправляем психологам в техникумы, школы, как дальше работать. Дети не остаются без наблюдения. Но основная роль у родителя. Потому что детей психиатры не могут смотреть без разрешения родителей.
Я приглашаю мам на наши еженедельные встречи. Каждую субботу в 12:00 в отделении Кризисной службы мы занимаемся с ними и помогаем им в том, как с этими детьми жить, что с ними делать, как им помочь, что для этого нужно делать. На все эти вопросы даём ответ и на ваш вопрос обязательно ответим. Поэтому приходите, если вы столкнулись с такой проблемой.
И у родителя, и у ребенка должен быть полный контакт и доверие, если его нет, нужно совместно проходить консультации. У нас тоже есть такой формат работы - семейные консультации. Когда специалист работает с ребенком и родителями.
А какое лекарство лучше - педагогические приёмы или медикаментозное лечение, или комплекс?
Смотря, что лечить. Мы никогда не назначим медикаменты, если ребенок поддается воспитательным методам.
Источник: https://relations.guranka.ru/psixologiya/podrostkovyj-suicid-glavnyj-psihiatr-zabajkalya-rasskazala-kak-vovremya-raspoznat-i-prinyat-mery