Барышева Ирина Александровна. Учитель физики и информатики СОШ №9
Я никогда не планировала быть педагогом. Мои мысли были о науке. В 1986 году я закончила Иркутский государственный университет имени А.А. Жданова по специальности "Космическая физика". Меня очень манили звёзды. Я защитила дипломную работы, которая была посвящена теме изучения солнца.
Первый профессиональный опыт
На момент распределения я выбрала место в Сибирском институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (СибИЗМИР). Но мы переехали в Читу и я обратилась в отдел Городского образования, где меня распределили в школу №47, в которой я, когда-то, проучилась все 10 лет. Это был мой первый преподавательский опыт.
В 1988 году построили школу №9 и Золотарёв Василий Васильевич пригласил меня преподавать. И тут меня закрутило. Я с головой погрузилась в работу учителя. Хоть и было тяжело. Я вошла в школу и начинала с самых азов. Осваивала методики преподавания, постигала науку работы с детьми. В итоге я более 30-ти лет работаю в этой школе.
Работа в Забайкальском краевом лицее-интернате
Также, 5 лет, работала совместителем в Забайкальском краевом лицее-интернате (ЗабКЛИ)*. Меня приглашали работать и на постоянную основу, но я влюбилась в свою 9-ю школу.
В ЗабКЛИ я работала с двумя группами по 8 человек, по углублённой программе изучения физики. Я видела детей замотивированых, жаждущих знаний. Ну неужели я их не научу. Дети приезжали с самых разных районов. В начале обучения я спросила их – "Ребята, к чему вы стремитесь, куда хотите поступить?", они назвали местные учреждения. Я решила, что спрошу их ещё раз, в 11-м классе. По окончанию учебы они все говорили о Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Потому что они загорелись учебой и поверили в себя, что они всё могут. В итоге получилось два замечательных выпуска. Дети поступили в лучшие центральные вузы.
Там были идеальные условия. Я до сих пор не знаю, почему меня больше привлекает работа в классе с 30-ю детьми, среди которых не все испытывают влечение к этой науке. Но тем не менее, я люблю их и эту школу. Здесь мне легко.
Так моя мечта об одних звёздах преобразовалась в звёзды совсем другие, но не менее яркие. Они действительно очень талантливые. Я помню несколько очень интересных классов; выпускников 17-го и 20-го годов. Они устроили для меня сказку, как для учителя. От них шел мощный эмоциональный отклик. Я могла ехать с ними куда угодно.
Мы ездили в Новосибирск на тур по вузам. Мы посетили Новосибирский государственный технический университет, НГУ и Железнодорожный новосибирский институт. Также посетили парк "Галилео". Посетили интерактивный музей истории. Несмотря на то, что ребята были с физико-математического профиля и не совсем увлекались историей, их невероятно вдохновило техническое исполнение экспонатов.
Так я получила эмоциональный заряд, благодаря которому я работаю.
Физика это интересно.
В нашем предмете должна быть практическая составляющая. Многие ребята сталкиваясь с рутинным решением задач могут потерять интерес. Мне в этом плане везло. Я получала детей, понимающих, что им нужно техническое направление. Они сами пошли в физико-математический профиль. Интерес был сформирован ранее под влиянием учителей и родителей. Они уже задавались вопросом о своём будущем. И понимали, что им нужно "перепрыгнуть" ЕГЭ и для этого нужна теория.
А малыши с, которыми я работаю сейчас любят практическую физику. Лабораторные работы, все, что касается творчества и работы руками. Сейчас я обучаю 7 "А" класс. У них часто менялись преподаватели, в следствии чего, трудно завладеть их вниманием. Но когда появляется творчество они меняются на глазах.
День космонавтики. Я объявляю подготовку к конкурсу творческих работ и космической выставке. Они делали космические аппараты, модели солнечной системы и множество других поделок. Им дали полную свободу и они вернули мощнейший порыв. Сейчас с нетерпением ждут итогов. Я подготовила призы и грамоты. Как и все, такие дети нуждаются в поощрении.
Интерес ребёнка начинается с работы руками. Поэтому я всячески использую эту возможность. Лабораторные работы и выставки это хороший способ обучения сложной науке.
Научная деятельность среди школьников
В этом году моя ученица из 7-го класса победила в научной конференции со своим научным проектом. При научной работе важна инициатива ребёнка. Должен быть огонь в глазах.
В позапрошлом году Илья Днепровский участвовал в лаборатории "Заб Лаб". С детских лет он занимался творческой научной работой. Как итог, к выпуску он представлял очень серьёзные работы по робототехнике. Сейчас он учится в Научно-исследовательский финансовом институте по направлению "Робототехника". Его брат Елисей* (учащийся СОШ №25) тоже, стремящийся к науке ребёнок.
*Елисей Днепровский – ученик седьмого класса из школы №25, член научного общества «Новаторы» победитель конкурса конкурса «Ледокол знаний»
В данном случае интерес к науке и учёбе создан внутри семьи. Наша же задаче сберечь результаты родительского труда. Я всегда выражаю им благодарность за их труд.
Советы молодым педагогам физики
Должно быть хорошее знание своего предмета. Знания полученные в вузах нужно тщательно переработать для детей. Учитель физики должен уметь объяснить сложные вещи просто и интересно. Без знания мат. части ничего не получится. Ребёнка должно задеть и заинтересовать.
Когда приходят молодые педагоги по физике их работа должна быть спланирована с младших классов. Чтоб они освоили этот принцип максимально простого объяснения. Так дети будут расти вместе с педагогами. Более старшие дети уже могут задавать каверзные вопросы, на которые учитель должен ответить, а это приходит с опытом.
Когда работаешь, начинаешь интуитивно понимать основы психологии детей. Они очень тонко чувствуют фальшь. Они всегда увидят неуверенность учителя в знаниях. Нужно быть честным и уверенным педагогом.