Портнягина Ирина Юрьевна, учитель истории и обществознания многопрофильной языковой Гимназии №4.
"Я захотела стать учителем еще в детстве. Училась в средней Сретенской школе №2. Приходила домой после школы и вела уроки для брата и сестёр.
Когда я перешла в старшую школу у меня сформировалась мечта поступить в институт и стать учителем истории. Мой классный руководитель – Звонарёва Калерия Михайловна, вела у нас историю. Однажды она доверила мне вести уроки вместо неё. Как сейчас помню – была тема "Фараоны и древний Египет". Я буквально вжилась в эту роль, подготовилась, очень хорошо справилась и точно поняла, что буду учителем истории.
Образование
После школы я поехала поступать в педагогический институт имени Чернышевского. К сожалению, не получилось поступить с первого раза и вернулась обратно в Сретенск. Там, моя классная руководитель пригласила меня поработать пионервожатой в родную школу. В течение года мы занимались самыми различными мероприятиями. Я собрала школьную дружину имени Петра Горгиевича Карелина. Мы принимали в пионеры, учились играть на горне, ходили под знаменем, собирали металлолом и макулатуру, проводили мероприятия, посвященные героям Великой Отечественной войны. У нас был сформирован клуб – "Поиск". Вместе с участниками клуба мы ходили к ветеранам и делали статьи в газеты.
Год прошёл незаметно. Я усиленно готовилась к поступлению в институт и со второго раза всё получилось. Началась учёба. Меня отправили на практику в Гимназию №4. Моим руководителем был Ерёма Юрий Моисеевич. Для меня он стал образцом того, каким должен быть учитель истории. После этой практики я очередной раз убедилась, что нахожусь на верном пути.
Первый педагогический опыт
После института я пошла работать в Читинскую школу №51. В ней я проработала 25 лет.
Первое время было не просто. Были незнакомые дети, незнакомые педагоги. Но меня приняли очень хорошо. Школа была дружная. В ней работали профессиональные квалифицированные педагоги, которые помогали мне правильно строить и проводить урок. Завуч помогала мне правильно наладить отношения с детьми.
В этой школе мне удалось перенести добрую традицию клуба "Поиск". С участниками мы собирали историческую информацию о шахтёрах посёлка Восточный. На тот момент в школе уже работал тематический музей. Мы с ребятами продолжили его работу. Находили фотографии, оформляли стенды. Нам удалось составить большой альбом, описывающий историю рабочих шахты Восточная. Потом с одним из учеников – Денисом Каминским, мы написали научную работу, с которой он занял первое место на конференции. А по нашим материалам была издана книга о посёлке Восточный.
Мы собирали различные экспонаты с времён работы шахты. Находили лампы, каски, прялки и многое другое. В дальнейшем мы смогли расширить музей и оформили зал, посвященный истории школы №51. Так музей работает и сегодня.
История Забайкалья. Краеведение
Однажды ко мне пришла завуч и поручила внедрить в школе изучение истории Забайкальского края. Я решила начать с создания программы. Составила перечень литературы, пояснительную записку и проработала саму программу. Первым, кто ознакомился с ней стал Михаил Васильевич Константинов*. Он отметил, что это очень большой труд.
*Михаил Васильевич Константинов – профессор кафедры истории, руководитель лаборатории палеоэкологии.
Учёная степень: доктор исторических наук.
Учёное звание: профессор.
Так, я начала преподавать историю Забайкальского края, используя свою программу для 6-8 классов. Мы занимались один час в неделю. Использовали иллюстрации из монографий, а дети перерисовывали их в тетради.
Потом у меня появилась идея написать учебное пособие для ребят. Я сделала обложку, написала параграфы для двух частей – "Каменный век" и "Бронзовый (железный) век". И со следующего учебного года на партах у детей лежала моя рукопись, по которой они смогли заниматься. Первое время издания не хотели брать мою работу, ссылаясь на непрофессиональность оформления. Нужны были профессиональные иллюстрации и фотографии, а в своей работе я могла тогда использовать только рисунки моих учеников. Я продолжила работу, нашла все необходимые иллюстрации и в 2002 году вышла моя первая настоящая публикация по истории Забайкальского края. Потом я выпустила рабочие тетради по древней истории Забайкалья. В ней опубликованы самые различные задания. Также была подготовлена методичка поурочного планирования для учителя.
Природный памятник – "Красная горка"
В черте города есть проектируемый природный памятник – "Красная горка". В первый раз её открыли в 1995 году. Там сохранились породы возрастом 140-150 миллионов лет. Возможно, здесь когда то были динозавры. В окаменелостях "Красной горки" были обнаружены следы органики; венетитовые и гинкговые растения. Мы с ребятами решили написать доклад об этом месте. В 2011 году мы выступили с этим докладом на конференции – "Первые шаги в науку" в Обнинске и заняли первое место.
С тех пор мы боремся за придание этому месту статуса особо охраняемой природной территории.
Мы проводили общественные слушания в школе, устраивали митинги по защите этого места, клеили листовки, рассказывали людям об этом природном памятнике и почему нужно его охранять. Периодически мы устраиваем там экологические десанты. Так, мы сохраняем природу этого места.
В течение 7-ми лет я водила классы по проработанным маршрутам "Красной горки".
Однажды мы приехали туда и увидели строительную технику. Строители снимали слой почвы с того места, где мы проводили наши исследования и собирали окаменелости. Выяснилось, что эта порода хорошо подходит для отсыпки дорог, а территория находится в лицензии у ООО "Забайкальский цемент". Там планировалось добывать эту породу, дробить и добавлять в цемент.
Гимназия №4
В 2012 году я перешла работать в Гимназию №4. Мне дали руководство над 5-м классом. Дети были совершенно другие. С ними у нас сложилась традиция проводить последний урок не традиционно. Я задаю им какую-то тему. Мы выходим во двор школы, садимся в круг, достаём амулет, который каждый класс делает сам. Передавая амулет по кругу они рассказывают, что они запомнили по этой теме за год. Каждый раз они с нетерпением ждут, что будет в новом году. Мы готовим костюмированные постановки исторических событий. Ребята делают костюмы на самые разные темы; крещение Руси, Ледовое побоище, приезд княгини Ольги в Византию, эпоха Петра I и многие другие.
Научно-исследовательская деятельность школьников
В Гимназии я возглавляю школьное научное общество – "Сияющий разум". В нём дети пишут различные проекты, выступают на конференциях, не редко мы выезжаем в Москву и занимаем призовые места. Часто наши проекты направлены на экологические проблемы. Моя ученица – Надя Корсун выступала с проектами о Забайкальских бабочках и Кулиндадромеусе (забайкальском динозавре), останки которого нашли в Чернышевске. С этой темой она заняла первое место в России.
В рамках общества мы также продолжаем решать проблему "Красной горки". Наш ученик Игорь Меньшов создал макет парка, который мог бы быть построен на территории природного памятника. Макет подразумевает установку, информационных стендов и банеров на английском, русском и китайском языках (ксати они уже готовы), освещения с использованием солнечных батарей, лестницы и скамейки, организацию парковочного места и оборудование специальной тропы. Везде проект занял первое место.
На данный момент подготовлена смета для подачи заявки на грант, с помощью которого будет построен данный парк. Так как нам удалось забрать лицензию у цементного завода мы можем начать свободно действовать.
Советы молодым педагогам
Нужно любить детей. Не зависимо от того, какой характер у ребёнка. нужно любить свою профессию. Не забывать о том, что если ты решил стать учителем, то нужно сохранять профессионализм. Дети должны чувствовать, что ты отдаёшь свою душу. Даже если возникают жизненные проблемы, когда ты заходишь в школу ты надеваешь маску. Твои проблемы не нужны детям, им нужен учитель.
Я всегда придерживаюсь принципа – не создавать конфликтных ситуаций. Даже если ученик не прав нужно прийти к компромиссу.
В учебной деятельности я руководствуюсь принципом –
"Историю нужно преподавать так, чтоб твои дети чувствовали запах апельсиновых рощ и плеск Адриатического моря" ©️Якоб Иосифович Дразнинас.
Нужно преподавать так, чтоб дети не хотели уходить с твоего предмета, а когда уходили – обсуждали его за пределами класса. Ведь историю очень важно знать чтоб не повторять ошибки прошлого.