|
МБОУ «СОШ №11»
Янченко Н.И., зам. директора по УВР.
Чан-ха-ли М.В. учитель начальных классов
Особенности урока в инклюзивном классе.
Современный этап развития инклюзивного образования в современной России сопряжен с множеством противоречий и проблем: пробелы в законодательстве, недостаточность научных исследований и апробированных методических разработок.
Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, где центральной фигурой является ребенок. Наиболее частые вопросы, задаваемые педагогами:
- каким должен быть урок в инклюзивном образовании???
- чем инклюзивный урок отличается от традиционного???
- как спроектировать инклюзивный урок??? И как его полноценно реализовать???
К сожалению, в практике инклюзивного образования нет однозначного ответа на данные вопросы. МБОУ «СОШ №11» является региональным ресурсным центром по организации инклюзивного обучения и имеет опыт внедрения в инклюзивную практику методических рекомендаций по организации урока. Данные рекомендации проходят апробацию в условиях пребывания детей в инклюзивных классах.
Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности.
На наш взгляд, основная деятельность учителя совершается не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и проектировании ситуации успешности обучения. Совместно со специалистами сопровождения (учителем-логопедом, педагогом-психологом) учитель подбирает оптимальные, наиболее эффективные методы и приемы, направления и подходы работы с детьми, моделируя тактику реализации урока. Вырабатываются не только стратегии обучения и воспитания (развитие личностных ресурсов каждого ребенка), но и модель поведения учителя на уроке: чётко и точно формулировать задание; предусматривается возможность импровизации и варьирования практического материала.
Какие требования предъявляются к уроку в инклюзивном классе?
Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика ( карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал для обучающихся «нормы», а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся с ОВЗ, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.
При необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с ОВЗ, он может использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОВЗ, значит, остальные дети выполняют какие – то задания по карточкам.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.
- Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.
Начало урока:
Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока, и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с практическими примерами.
Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с детьми с ОВЗ.
Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность.
Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.
Основной ход урока:
Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ. При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и чёткое.
Далее идёт закрепление материала. Один или два ребёнка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом дети с ОВЗ выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а учитель в это время работает с детьми возрастной нормы.
Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.
- Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;
- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;
- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.
Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;
- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);
- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено.
4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:
- роль наглядности в решении учебных задач;
- будут ли понятны данные пособия учащимся;
- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;
- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;
- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.
5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
- сложные задания использовать только в середине урока;
- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность ( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);
- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным общеобразовательным программам ( индивидуальные программы сопровождения). В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья – часто эмоционально уязвимые дети. Они могут нормально жить и успешно обучаться только в спокойной, доброжелательной, ритмичной, стабильной, предсказуемой обстановке. На уроке должна быть создана атмосфера полного контакта с Учителем, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть которым что-то может мешать учиться. Мастерство педагога и состоит в том, чтобы увеличить вероятность получения желательных состояний ученика и уменьшить вероятность получения нежелательных состояний. Партнерские отношения педагога и учащихся создают особое позитивное отношение школьников к учебному процессу, повышая эффективность обучения.
|