|
Современный взгляд на выбор учебников XXI века по обществознанию
Автор: Рыбакова Ольга Александровна учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Чита
В наши дни задача учителя-предметника состоит в том чтобы не только дать ученику определенный объем знаний, но и научить его, используя эти знания, планировать свою жизнь. Первый пункт плана своей жизни ученик начинает с выбора предметов по выбору в выпускных классах в форме ОГЭ или ЕГЭ. В этом выборе огромную роль играет информация, которая будет способствовать социализации ребёнка, его адаптации в обществе. Неслучайно почти во все учебные заведения сдаётся предмет обществознание.
К сожалению для авторов наиболее используемых учебников по обществознанию целью является знаниевый компонент. Главное – дать набор, а не систему знаний, подкреплённую «жизненной» информацией, которая так необходима выпускнику не только при сдаче ОГЭ или ЕГЭ, но и для социализации его в обществе. Доказательством тому служит то, что выпускники при сдаче ОГЭ или ЕГЭ сталкиваются с незнанием «жизненных» вопросов связанных в основном с экономикой и правом, и с недостаточной практической направленностью полученных в школе знаний: от административных правонарушений и неумения защитить свои права в сфере гражданского, трудового, семейного права до правильно составленного бюджета семьи или сведений о банковских пластиковых картах.
На основании выше изложенного рекомендую линию учебников по обществознанию издательства «Вентана-Граф», самую новую из представленных в федеральном перечне, которая отличается от всех остальных линейно-модульным построением. Программа линии УМК соответствует содержанию курса обществознания в старшей школе и требованиям ФГОС, ее дополняет диск с тематическим планированием. Основное внимание в учебниках уделяется обобщению, систематизации и достижению более высокого уровня теоретического осмысления материала, усвоенного в период обучения в 5–9 классах. В методическое пособие, кроме советов и рекомендаций по проведению уроков, вошли разнообразные документы, вопросы и задания для устных и письменных ответов, примерные темы для организации дискуссий, тесты, схемы и таблицы. Определить уровень усвоения материала и индивидуальную динамику каждого ученика помогут контрольно-измерительные материалы.
Сравнительный анализ учебников обществознания для старшей школы это подтверж-дает:
Авторский коллек-тив – А.И.Кравченко и Е.А. Певцова |
Авторский коллектив, а весь учебник под редакцией Боголюбова. Л.Н. |
Авторский коллектив Воронцов А.В., Королёва С.А. под редакцией Бордовского. |
Базовый уровень |
Базовый
уровень |
Профильный
уровень |
Базовый уровень |
Ценность этого комплекта в том, что он авторский, а следовательно все параграфы написаны в одном стиле, что улучшает его запоминание. Стиль изложения во всех четырех учебниках очень доступный, порой увлекательный. Учебники сопровождаются схемами, иллюстрациями. Нужные места выделяются. В конце каждой книги есть полный словарь. |
Содержательная сторона учебника по обществозна-нию авторского коллектива под редакцией Л.Н.Боголюбова основа на наразличных сторонах взаимо-действия человека с человеком, человека-гражданина с обществом и государством. Изучение уровней этого взаимо-действия предполагает ис- пользование учащимся личного социального
опыта, систематизацию знаний и осмысление
общественных явлений, и также подчеркивает гуманистическую направленность процесса обуче-ния.
|
«Обществознание. 10. Профильный уровень» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой), полностью раскрывает содержание федерального компонента Государственного образовательного стандарта по обществознанию профильного уровня, включает знания из социологии, политоло-гии, социальной пси-хологии, философии. |
1) Авторский коллектив из учёных, методистов, практикующих учителей и родителей;
2) Чёткое соответсвие государственному образовательному стандарту;
3)Оптимизированый объём (соответствие базисному учебному плану, с выделением резервного времени);
4) Преемственность не только в содержании обучения, но и в формировании умений;
5) Активная реализация межпредметных связей с историей, литературой, географией, ОБЖ;
6) Учёт регионального компонента;
7) Широкий иллюстративный ряд, использование различных видов наглядности;
8) Возможность постоянной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
9) Опора на жизненный опыт учеников;
10) Деятельностный подход;
11) Наличие проектных разроботок, разроботок уроков-практикумов, уроков-семинаров.
|
Минусы: Встречаются многие темы и понятия, которые для ЕГЭ не так уж и необходимы. Не каждый ученик разберется, что надо здесь изучать, а что не обязательно. |
В этом учебнике разные параграфы написаны разными авторами. Что затрудняет изучение. Некоторые параграфы невозможно читать. Текст везде идет сплошной. Ничего не выделяется. Схем и таблиц немного. И есть вещи, которые отсутствуют в профильном комплекте. |
В нем отсутствуют разделы: ЭКОНОМИКА и ПРАВО. Это потому, что подразумевается, что учащиеся, которые занимаются по этому учебнику данные разделы проходят в виде самостоятельных курсов. Поэтому при выборе этого комплекта для подготовки, к нему ОБЯЗАТЕЛЬНО надо прибавить учебники по праву и экономике. |
Минусы отсутствуют. |
Данный комплект для использования его при подготовки к ЕГЭ по обществоз-нанию использовать можно.
Примечание:
Необходимо читать все четыре учебника в последовательности от 8-го по 11 классы. |
Данный комплект для использования его при подготовки к ЕГЭ по обществознанию использовать можно.
Примечание: использовать дополнительные учебники по экономике и праву.
|
Настоятельно рекомендую использовать данный комплект при подготовки к ЕГЭ. Прогноз успешной сдачи ЕГЭ - достижение высоких показателей. |
И так в данной статье сделана попытка показать современный взгляд на выбор учебников XXI века по обществознанию. Автором проведён сравнительный анализ учебников разных авторских коллективов. Представлены плюсы и минусы.
|