|
Подготовка к школе детей с РАС в МБОУ «СОШ №19».
Игнатьева М.И., педагог-психолог МБОУ СОШ№19
В 2016 учебном году на базе МБОУ СОШ №19 был открыт 1 класс для детей с РАС «Ресурсный класс», дети пришли в данный класс не подготовленными: дети испытывали огромные сенсорные перегрузки, которые неизбежны при освоении школьного образа жизни, еще важную роль сыграло то, что дети с РАС очень часто приходят в школу не из детского сада, а из дома, где рядом если и были дети, не ровесники. А чаще всего – вообще только взрослые.
Мы пришли к выводу о том, что для ребенка с РАС очень важно сделать привыкание к школе пошаговым, постепенным. Так что знакомству со школьным контекстом нужно уделить очень много внимания.
С октября 2016 года на базе МБОУ СОШ №19 была открыта подготовительная группа для дошкольников с РАС.
С детьми работают три специалиста: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, занятия рассчитаны от 60 до 90 минут, один раз в неделю. Поступая в подготовительный класс, родители предоставляют характеристики от специалистов, работающих с ребенком и из детского сада, частных центров, а также ведется взаимодействие с этими специалистами.
В начале работы с дошкольниками, имеющими РАС стояли следующие задачи:
- сформировать предпосылки учебного поведения у детей РАС;
- сформировать графомоторные навыки.
Решение этих задач решалось при определении последовательности и содержания работы, ее основных этапов.
Первый этап коррекционного обучения стало формирование предпосылок учебного поведения.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- установление контакта педагога с ребенком и формирование у него адекватного отношения к педагогу;
- формирование учебной мотивации;
- развитие у ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации.
Первый этап работы предполагает индивидуальные знакомство (занятия), и, в зависимости от состояния ребёнка, бывает разной продолжительности. При более тяжелых вариантах расстройств аутистического спектра длительность этой стадии работы возрастает. Так, один ребенок с РАС так и не смог пройти этот этап, с ним работа ведется индивидуально.
Развитие у ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации.
Главная проблема аутичногоребёнка – несформированность произвольного внимания, невозможность произвольной организации собственного поведения. Мы столкнулись с тем, что ребенка можно заинтересовать учебным материалом, но за столом он не сдерживается и начинает бегать по кабинету. В результате – низкая продуктивность, и учебное поведение не формируется. Для решения данной проблемы нами используются все коррекционные методы, в том числе направленные на особую организацию учебной среды.
1. Структурирование пространства кабинета. Кабинет разделен на зоны – учебную, игровую, зону отдыха. Учебная зона – это рабочее место ребенка. У каждого ребенка должно быть свое постоянное место. В школе изготовлены специально оборудованные рабочие столы для детей-аутистов. Передняя и две боковые стенки отделяют ребенка от окружающей среды и звуков, чтобы он не отвлекался на раздражители. Использование такого рабочего стола минимизирует визуальные отвлекающие факторы, так как у аутистов хорошо развито периферийное зрение – они лучше видят, что находится вокруг, нежели то, что перед собой.
Существенную помощь в работе с детьми-аутистами оказывают визуальные методы: в первую очередь, это касается визуальных расписаний, карточек, иллюстраций.
Визуализация учебной информации – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют ребенку учебную информацию.
Пространство кабинета организовано так, чтобы каждое занятие сопровождалось наглядными материалами.
2. Формирование привычки работать за столом. В начале занятия дети с педагогом в определенном порядке готовит учебные принадлежности, в конце – убирают. Кроме того, необходимо следить за позой во время работы за столом, то есть формировать у ребенка "позу ученика". (Сядь красиво).
3. Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога. Работа начинается с освоения детьми указательного жеста, который является незаменимым при восприятии учебного материала. Указательный жест помогает удерживать внимание на учебном материале, и необходим в дальнейшем при обучении чтению.
Второй этап работы – формирование графомоторных навыков.
По формированию графомоторных навыков проводится специальная работа.
Для усвоения школьной программы огромное значение имеет сформированность графомоторных навыков. У нейротипичных детей основы этих навыков формируются спонтанно, в школе они только совершенствуются. У детей с аутизмом спонтанного формирования не происходит и к началу обучения в школе они не умеют даже держать карандаш в руках и НАУЧИТЬ их этому очень трудно. Поэтому одной из первостепенных задач в процессе обучения младших школьников является преодоление трудностей овладения графомоторными навыками.
Для укрепления мышц кисти руки и повышения интереса к учебной деятельности мы стараемся учитывать каждую мелочь: широко используются приёмы су-джок терапии; приспособления, которые помогают детям анатомически удобно и правильно удерживать пишущий инструмент при письме, используются магнитные доски, на которых дети с удовольствием пишут. Большой интерес у детей с расстройствами аутистического спектра вызывает игра на синтезаторе. С помощью синтезатора, решается сразу несколько психологических и коррекционных задач. Во-первых, регуляция громкости помогает детям с расстройствами аутистического спектра преодолевать трудности восприятия громкого звука. Во-вторых, развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук. В-третьих, прививается интерес к музыке.
Основная помощь взрослого состоит в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, т. е., попросту говоря, мы манипулируем его руками: вкладываем карандаш в руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и направляем обе руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п.
Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего, невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка и становятся более уверенными его движения, физическая поддержка его руки должна уменьшаться: взрослый уже не держит кисть руки ребенка, не водит всей рукой, а, например, только поддерживает локоть.
По окончанию подготовки к школе почти все дети зачислены в нашу школу в 1 класс «Ресурсный класс», составлены характеристики и намечены этапы дальнейшей работы. В целом класс адаптировался к школьной жизни. У всех детей наблюдается положительная динамика.
|