«Организация трудового воспитания в школе» (выступление 23 августа 2017)
Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ №42 Луханиной Ольги Николаевны
2 слайд
«Труд и человек неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому, умственному и духовному развитию».
3 слайд
Подготовка к труду начинается задолго до самой трудовой деятельности. Становление человека как личности, его самоопределение неразрывно связано с поэтапным познанием окружающего мира, начиная с рождения и на протяжении всей жизни. Школьные годы – это период колоссального развития талантов, способностей, умений и навыков человека, которые в дальнейшем он применяет и корректирует. Поэтому вопросы трудовой подготовки в школе не теряют своей актуальности и в современном мире.
4 слайд
Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.
Образование в России переживает трудное время. Общеобразовательная трудовая политехническая школа все больше становится гуманитарной. Идея соединения обучения с производительным трудом предается забвению: ученические бригады, строительные отряды, производственные звенья, другие формы трудовых объединений учащихся не действуют. Учебно-материальная база образования не подкрепляется. Основной упор в образовательном процессе на современном этапе делается на развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
5 слайд
Современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. Дополнительное образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.Важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
6 слайд
Что же даёт дополнительное образование?
Дополнительное образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития.
Наша школа с начала введения ФГОС начала работу по внеучебной деятельности с СЮТ № 2. На базе станции юных техников организованы различные кружки по интересам. Работа кружков изменяется по четвертям. Таким образом дети всего учебного года пробуют свои силы в разных видах деятельности. Начиная со 2-го класса они самостоятельно посещают выбранные ими кружки.
Комментирование слайдов 7 – 11
Система дополнительного образования помогает выстраивать
• межличностные отношения,
• улучшает состояние эмоциональной сферы,
• способствует развитию самопонимания
• и снятию поведенческих проблем.
Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.
И все это, потому что основополагающим фактором является
• индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам,
• немногочисленным группам
• и определенной свободе самого педагога, у которого есть возможности самому разрабатывать программу с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.
Комментирование слайдов 12 -14
В начальной школе на уроках технологии мы тоже стараемся проводить подобные виды работ. Единственную работу мы не проводим по бисероплетению. Дети любят работать с бросовым материалом. Такая работа хорошо поставлена при изготовлении кормушек для птиц в зимнее время. Тут начинает работать совместные фантазии детей и родителей.
15 слайд
Занятость учащихся в проектной деятельности содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Задания проектной деятельности развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с учителем, под контролем учителя, самостоятельно, прививают потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни. Ведь жизнь это преодоление препятствий, где постоянно надо доказывать другим и самому себе свою значимость.
Комментирование слайдов 16 - 22
На уроках географии дети делают поделки: модель вулкана, модель солнечной системы, работают на местности по ориентированию.
На уроках физики делают макеты оборудования для проведения опытов и демонстрируют, как работает данное оборудование.
На уроках химии проводят различные исследования по составу продуктов питания и др.
На уроках биологии работают с пластилином, изготовляя макеты разных клеток и организмов.
Слайды 23 - 25
Изучение технологии в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Ученики школы часто привлекаются к трудовой деятельности по благоустройству пришкольного участка: озеленение школьного двора, субботники по уборке пришкольной территории, помощь в подготовке к праздникам, организация различных массовых мероприятий.
Нам повезло с преподавателем технологии Виктором Борисовичем, который на собственном примере показывает, что можно сделать из дерева. Учащиеся выбирают , что они хотят сделать и как это можно оформить. Виктор Борисович организовал работу по озеленению школы: разбили клумбы, высаживают и ухаживают за саженцами вдоль забора за территорией школы. Из старых подоконных плит сделали площадку для отдыха на территории школы. Все лето мамы с маленькими детьми играли и отдыхали на этой площадке.
Слайд 26
Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии.
В рамках школьного воспитания существует множество возможных видов трудовой деятельности.В плане трудового воспитания в нашей школе делается немало. Проводятся факультативные курсы в 8,9 классах. Эти занятия обусловлены необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство.
Учащиеся, посещая ресурсный центр на база бывшего ПУ № 14, пробуют силы в различных видах деятельности, что способствует выбору профессии в будущем.
Слайды 27 - 28
Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействуют на его духовный мир, формируют ценностно-нравственные ориентации.
Комментирование слайдов 29 – 34
Работа школьного научного общества
Слайды 35 – 36
Хобби учителей.
Наши педагоги тоже талантливы, и тем самым подают пример подрастающему поколению. Учитель математики Чернобук Ирина Николаевна увлекается бисероплетением. Учитель начальных классов Логинова Ирина Сергеевна любит вышивать крестиком. У нее порядка тридцати работ. Некоторые из них она представляла на выставке в ИРО в 2016 году.
Слайд 37
В заключение хотелось бы напомнить, что тема труда освещалась многими великими людьми. Константин Дмитриевич Ушинский так высказывался о воспитании: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». И ему вторит наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать...».
|