Антитеррор безопастность
Аттестация руководящего состава
Безопасность дорожного движения
Безопасность жизнедеятельности
Борьба с коррупцией
Ваш ребенок идет в детский сад
Ваш ребёнок идёт в школу
Взаимообучение городов
Всероссийская олимпиада школьников
ГИА
Городское школьное научное общество «Новаторы»
Государственно-общественное управление
Инновационная деятельность
Информатизация
Информационная безопасность
Информация о наличии вакансий педагогических работников
Коллегия
МАУ «ГНМЦ»
Молодые педагоги
МО «Педагогический поиск»
Муниципальная августовская педагогическая конференция - 2021
Мы в соцсетях
Навигатор дополнительного образования
Независимая оценка качества условий образовательной деятельности
Новости
Общественный совет
Один день жизни в детском саду
Опека и попечительство
Организация отдыха, оздоровления и временной занятости несовершеннолетних
Персонифицированное финансирование дополнительного образования. Предоставление грантов в форме субсидий
Питание
Планы работы
Подвоз обучающихся образовательных организаций
Полезные ссылки
Пост №1
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактика заболеваний
Профориентация
Профсоюз
Родительское собрание
Российское движение школьников
Санитарные нормы и правила
Система оценки управления качеством образования г. Чита
СМИ о нас
Совет молодёжи
Форум
Фото/Видео
ЧГДОО «Родничок»
Читинское образование в лицах
Шаг в будущее
Комитет образования администрации
городского округа «Город Чита»
Версия для слабовидящих
§ ГЛАВНАЯ § ИНФОРМАЦИЯ О КОМИТЕТЕ § ДОКУМЕНТЫ § ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ § Е-УСЛУГИ § ГОСУСЛУГИ § ФОТО/ВИДЕО

Доклад ЗДВР МБОУ СОШ №44 Виттих Александры Викторовны на августовскую конференцию

«Современные формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей»

(презентация прилагается)

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите поздравить Вас с началом учебного года. Пожелать вам благополучия, здоровья, успехов в работе, талантливых и послушных учеников! Площадка, где мы будем работать, носит название «Семья». Сегодня мы с вами порассуждаем на тему «Современные формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей». Работать будем по следующей схеме: сначала небольшая преамбула к данной теме, затем работа в группах. На столах у вас имеются ватманы и цветные маркеры. ________________ площадки ЗДВР школы №19 Замешаева Алла Александровна и ЗДВР школы №44 Виттих Александра Викторовна.

Слайд 2.

Итак, начнем с небольшой разминки составьте предложение из следующих слов: семья, дети, школа. Молодцы! Вижу, что к работе готовы на все 100%.

Слайд 3.

Вопрос для обсуждения взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе. Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института. Стабильно увеличиваются удельный вес неполных семей разных типов среди семей, имеющих детей до 18 лет, число разводов; количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке; численность детей, отобранных у родителей, лишенных своих прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних.

Зачастую обе стороны предъявляют друг другу свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей. Родители же в свою очередь недовольны учебными нагрузками, объёмом домашнего задания, равнодушием педагога.

Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием. Однако когда родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества детей пропадает желание учиться. Часто родители оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Как же привлечь родителей в школу? Как создать такие условия, чтобы им захотелось сотрудничать со школой? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?

Слайд 4.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить какие же задачи решает процесс взаимодействия школы и семьи. На сой взгляд это:

  • Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.
  • Изучение воспитательных возможностей семей.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Оказание воспитательной помощи семье.
  • Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей.
  • Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка.
  • Умение координировать усилия семьи и школы.

Слайд 5.

Принципами данного взаимодействия являются:

1. Принцип социального партнерства. Этот принцип означает:

  • формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;
  • взаимная договоренность между родителями и педагогами об основах воспитании школьника;
  • эмоциональный отклик на события, происходящие как со школьником, так и с семьями отдельных учеников;
  • единство требований и стиля отношения к ребенку;
  • взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка;
  • исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг;
  • совместную деятельность педагога, детей и родителей.

2. Принцип (диалога). Взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношениюдруг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией.


3. Принцип гуманизациипредполагает:

  • опору на положительные качества родителей и детей;
  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
  • доверие к воспитательным возможностям родителей;
  • недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;
  • опору на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

4. Принцип ориентации на нормы и ценности родителей. педагог ориентируется на нормы и ценности родителей, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить родителям быть искренними и открытыми.

Слайд 6.

Проблеме взаимодействия школы и семьи посвящено не мало статей, но невозможно дать готовый и единственный правильный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй, так как семьи все очень разные. Но сегодня, уважаемые коллеги, мы все-таки постараемся вместе найти этот правильный ответ.

Слайд 7.

Основным фактором здесь выступает коммуникация. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Вот сейчас мы постараемся с вами определить какие же имеются формы обмена информацией между ОУ и семьей. Приступаем к работе в группе. На обсуждение вам дается 5 минут. На ватмане нужно маркером зафиксировать свои мыли в кирпичиках вашего дома. Защита 2 минутки. Начинаем работать.

Слайд 8.

Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома. На слайде представлены способы участия родителей в жизни школы и классного коллектива. Выберете наиболее эффективные из них. Запишите их маркерами на ватмане. И постарайтесь обосновать ваш выбор.

Слайд 9.

Одной из форм предъявления родителям образовательных ценностей и принципов является родительское собрание, педагоги современной школы стараются сделать их интересными и познавательными, проводят их в форме деловых игр, круглых столов, где нередко вместе с родителями решают педагогические ситуации. Некоторые из них предлагаем решить и вам.


Ситуация 1.

Утро. В классной комнате необычное оживление: дети принесли новые настольные игры. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его учитель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье учителя, всхлипнул:

- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать школа семье в создании здорового быта?

Поведение отца Васи оказывает негативное влияние на психику ребёнка, влияет на его эмоциональное благополучие. В результате у ребёнка возможно развитие неврозов, задержка психического развития, психопатии, органические заболевания центральной нервной системы и т. п. Школа в состоянии оказать социально-психологическую помощь семье: консультации родителям (в частности, отцу) по проблеме формирования здорового образа жизни, проинформировать родителей по вопросам детской психологии, содействовать семье в повышении её воспитательного потенциала. Всё это и входит в план индивидуальной работы с семьёй мальчика. Кроме того, индивидуальную работу можно проводить в различных формах: беседы, тренинги, чтение, решение проблемных ситуаций и т. д. Для работы с семьёй воспитатель должен привлечь педагога-психолога. Только совместная деятельность воспитателей и психолога приведёт к наилучшему результату.

Ситуация 2

Классный руководитель 1 класса пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на информационном стенде в классе. Пришло 2 человека. Учитель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем.

Происшедшее можно объяснить в первую очередь тем, что не было непосредственного контакта между педагогом и родителями. Родители (и, возможно, не все) увидели информацию на стенде, и, вероятней всего, восприняли данную информацию как необязательную к исполнению. Скорее всего, классный руководитель не проводит работу с родителями в должном объёме. Чтобы в дальнейшем такого не повторилось, необходимо работать с родителями в тесном контакте, осуществлять с ними всевозможные формы работы: родительские собрания, консультации, привлекать родителей к выполнению творческих работ, проводить открытые занятия для родителей, приглашать родителей к участию в мероприятиях, устраивать экскурсии и походы с детьми и их родителями, и т.п. Если педагог будет реализовывать эти и другие формы работы с родителями и объявлять на субботнике сначала на родительском собрании, а уж потом помещать информацию на стенд, то большее число родителей придут на помощь к детскому саду.

Ситуация 3.

Саша вздрагивал от громких звуков и разговоров каждый раз, а если кто-то из взрослых пытался обнять ребенка, то он закрывался рукой, сгибался и дрожал. Учителя  часто видят на теле мальчика синяки и следы побоев. Понятно, ведь мальчик из неблагополучной семьи. Ваши действия.

Необходимо в срочном порядке подключить к работе с мальчиком педагога-психолога. Психолог и воспитатели в данном случае работают вместе. Также необходимо поставить в известность администрацию школы, которая должна принять меры. С родителями ребёнка проводится беседа совместно с психологом и директором. Психолог должен объяснить родителям, что неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на психике ребёнка, а побои калечат его не только физически, но и морально. Такое отношение к мальчику не позволит ему стать в будущем полноценной личностью. Директор должна поставить родителей перед фактом, что если на теле ребёнка появятся новые побои, она незамедлительно поставит об этом в известность органы опеки, которые, в свою очередь, предпримут дальнейшие действия. А вообще надо было принять меры ещё в самом начале, когда учитель увидела у ребёнка первые синяки. В таком случае можно было избежать последующих побоев. Если же ситуация с мальчиком не изменится, то необходимо сделать всё возможное, чтобы ребёнка забрали из семьи. Для этого необходима помощь органов опеки (социальных работников и психологов).

Ситуация 4


Мать делает замечание десятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:


- Плохо себя ведешь. Ведь он меньше тебя, ему надо уступать.


- Все уступать да уступать! А если он мешает мне?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!


- Все равно, ты же старше его!


Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.


- Ах так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!


Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут.


В беседе с учителем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом.


В чём вы видите причину конфликта между братом и сестрой? Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?


Причина конфликта между братом и сестрой в том, что дети чувствуют неравное к себе отношение матери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это и способствует разрастанию конфликта между детьми. Получается, что брату можно всё, всё дозволено, ведь он же маленький, а девочка должна уступать ему как старшая. Такая позиция матери (позиция неравноправия) не правильная. В данной семье мы не наблюдаем такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности, потому что мать своим неправильным отношением к детям поставила девочку в позицию «Ты старшая, поэтому должна». Таким образом, девочка чувствует себя ущемлённой, возможно, испытывает чувство ревности и, обижая брата, она выплёскивает весь негатив на него. Чтобы девочка опекала брата мать должна была поставить её в позицию «Ты старшая, поэтому ты можешь помочь младшему, ведь ты знаешь и умеешь больше, чем он». Матери необходимо было просить девочку о помощи младшему брату, немного по-другому выстроить с ним диалог. Когда мальчик испортил её рисунок, мать должна была успокоить девочку и дать каждому ребёнку по чистому листу и договориться о том, что каждый рисует только на своём листе, а дочь могла быть показать брату, как правильно рисовать. Кроме того, мать должна чаще хвалить свою дочь.


Слайд 10.

Включение родителей в образовательную и воспитательную деятельность возможна через следующие формы: досуговую, проектную, социальные инициативы, акции, семейные праздники. Вспомните и запишите какие интересные проекты реализованы с родителями в вашем учреждении.

Слайд 11.

Подводя итог нашей работе хочется сказать,что сегодня мы постарались найти правильный ответ проблеме взаимодействия семьи и ОУ. Поговорили о задачах формах и методах организации данного процесса.

Слайд 12.

Сейчас я прошу вас провести некую рефлексию. На столах у вас цветные листочки (объяснить по слайду)

Слайд 13


Выход позитивный есть у нас всегда!
Просто постараться надо иногда!
Знания, умения пригодятся здесь!
Узел наш распутан - вот и выход есть!


Слайд 14

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Новые документы

Важные события

Фото

                 
Мы в ВКонтакте Мы в Одноклассниках Добавить на Яндекс RSS Telegram RUTUBE
По всем вопросам и предложениям по работе сайта пишите разработчику сайта
При использовании материалов в любых видах СМИ, сайтах и .т.п., ссылка на наш сайт обязательна, гиперссылка приветствуется.
Вход
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

^