Антитеррор безопастность
Аттестация руководящего состава
Безопасность дорожного движения
Безопасность жизнедеятельности
Борьба с коррупцией
Ваш ребенок идет в детский сад
Ваш ребёнок идёт в школу
Взаимообучение городов
Всероссийская олимпиада школьников
ГИА
Городское школьное научное общество «Новаторы»
Государственно-общественное управление
Инновационная деятельность
Информатизация
Информационная безопасность
Информация о наличии вакансий педагогических работников
Коллегия
МАУ «ГНМЦ»
Молодые педагоги
МО «Педагогический поиск»
Муниципальная августовская педагогическая конференция - 2021
Мы в соцсетях
Навигатор дополнительного образования
Независимая оценка качества условий образовательной деятельности
Новости
Общественный совет
Один день жизни в детском саду
Опека и попечительство
Организация отдыха, оздоровления и временной занятости несовершеннолетних
Персонифицированное финансирование дополнительного образования. Предоставление грантов в форме субсидий
Питание
Планы работы
Подвоз обучающихся образовательных организаций
Полезные ссылки
Пост №1
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактика заболеваний
Профориентация
Профсоюз
Родительское собрание
Российское движение школьников
Санитарные нормы и правила
Система оценки управления качеством образования г. Чита
СМИ о нас
Совет молодёжи
Форум
Фото/Видео
ЧГДОО «Родничок»
Читинское образование в лицах
Шаг в будущее
Комитет образования администрации
городского округа «Город Чита»
Версия для слабовидящих
§ ГЛАВНАЯ § ИНФОРМАЦИЯ О КОМИТЕТЕ § ДОКУМЕНТЫ § ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ § Е-УСЛУГИ § ГОСУСЛУГИ § ФОТО/ВИДЕО

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как одна из форм подготовки к ГИА.

Шайдурова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8»


Развитие  творческого потенциала, повышение уровня речевой культуры, самореализация личности,  развитие умения строить общение с окружающими , не испытывая при этом дискомфорта, иными словами -  формирование коммуникативной компетентности, -  является важной составляющей профессиональной деятельности учителя-словесника. Как следует из содержания «Примерной программы  по русскому языку( 5-9 классы)» ФГОС второго поколения , «коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи…», «проявляется в умении определять цели коммуникации , оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии  коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения». * Не менее значимым является и тот факт, что в условиях современной школы учителю-словеснику необходимо создать такую систему работы, которая позволила бы при подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации избежать так называемого «натаскивания».  В связи с этим наиболее приемлемой  и продуктивной  формой работы  представляется работа с текстом, которая уместна как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.


Целесообразно организовывать планомерную работу по изучению, исследованию текста, начиная с 5-го класса, постепенно подводя учащихся к более детальному, глубокому изучению – комплексному анализу текста.


Рассмотрим примеры работы с текстом  на уроках  русского языка в 5-6-м классах. Учащимся предлагается выполнить задания по тексту притчи.


    Притча об отце и сыне


1)У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутёвый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. 2)Совсем  опечалился отец, подумал и сделал вот что. 3)Взял большую гладкую доску и стал в неё гвозди вбивать: как совершит  сын плохой поступок – вобьёт один гвоздь, совершит другой – ещё гвоздь, третий, четвёртый – и каждый раз по гвоздю. 4)Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала.5) Призвал тогда отец сына и сказал: «Вот видишь , сынок, всю меру несчастья отцовского. 6)Мне уж скоро в мир иной уходить. 7)Как я могу такого недоброго сына людям оставить?» 8)Стыдно стало сыну , он и отвечает: «Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить».


 9)Так и повелось.10) Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвёртый, пятый. 11)Быстро пролетело время. 12)И на доске не осталось ни одного гвоздя. 13)Гордый и довольный собой сын пришёл к отцу и говорит: « Ну вот видишь, отец, я своё слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя. 14)Твоё сердце должно успокоиться, и ты можешь умереть спокойно». 15)На что отец с грустью ответил:  « Это так, сынок. 16)Гвоздей-то в доске не осталось ни одного, но посмотри на неё – она вся испещрена зарубками от гвоздей. 17)Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. 18)Ничто в нашей жизни не проходит бесследно.19) Помни об этом, сынок».


    Задания:


А)

  1. Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль.
  2. Определите  тип речи, обоснуйте свой ответ.
  3. Какова роль описаний в выражении главной мысли центрального эпизода?
  4. Найдите известные вам средства выразительности.

  Б) 1) Какие орфографические правила могут продемонстрировать слова из предложений  5, 14? Запишите примеры.


     2) Чем объяснить постановку знаков препинания  в предложениях  1, 5, 10?


     3) Объясните  лексическое значение слова «неправедные », подберите к нему синонимы, при необходимости воспользуйтесь толковым словарём.


     4) Замените словосочетания  несчастья отцовского, с грустью  ответил  синонимичными.


В) Как вы понимаете выражение: «Ничто в нашей жизни не проходит бесследно»? Дайте письменный ответ. ( данное задание ориентировано на подготовку к сочинению 15.2 ОГЭ)

Задания к данному тексту распределены по блокам, что позволяет  дифференцировать оценивание выполняемой  учащимися работы по уровням сложности, отследить степень усвоения основных видов деятельности (на уровне учебных действий).

     Работа с текстом может ( и должна!) проводиться на каждом уроке: варьируются объёмы текстов, степень сложности и , естественно, тематика.

    Текст- притчу можно использовать в качестве материала  для изложения.  Поскольку притчи по объёму в основном небольшие, учащимся не составит особого  труда запомнить текст и справиться с заданием в срок. Можно предложить сжатое изложение, можно изложение с творческим заданием.

   Использование подобных текстов вполне уместно как в 5-7-х классах, так и в 9-11-х. Учащиеся старших классов постигают философский подтекст  притчи, делают определённые выводы, формулируют авторскую позицию,  устанавливают причинно-следственные связи, строят собственные логические рассуждения, что немаловажно при подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе.


Пример использования притчи на уроке в 9-м классе.

Притча об обидах.


1)Однажды ученик попросил  своего учителя:


- 2)Ты такой мудрый. 3)Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. 4)Помоги и мне быть таким.


5)Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.


- 6)Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду,- сказал учитель, - то возьми этот картофель. 7)С одной стороны напиши своё имя, с другой – имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.


- 8)И это всё? – недоумённо спросил ученик.


- 9)Нет,  - ответил учитель. – 10)Ты должен всегда этот мешок носить  с собой. 11)И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.


12)Ученик согласился.


13)Прошло какое-то время. 14)Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. 15)Его очень неудобно было всегда носить с собой. 16)К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. 17)Он покрылся скользким, гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий, неприятный запах.


18)Ученик пришёл к учителю и сказал:


-19)Это уже невозможно носить с собой. 20)Во-первых, пакет слишком тяжёлый,  а во-вторых, картофель испортился. 21)Предложи что-нибудь другое.


22)Но учитель ответил:


-23)То же самое происходит и у тебя в душе. 24)Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. 25)Просто ты это сразу не замечаешь. 26)Потом камней становится всё больше. 27)Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. 28)А об этом грузе  очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый , чтобы носить его постоянно с собой. 29)Я дал тебе возможность  понаблюдать за  этим  процессом  со стороны. 30)Каждый раз , когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то , подумай, нужен ли тебе этот камень.

Задания ( можно организовать групповую работу)

1 группа


1.Предложите свой вариант заглавия.


2.Смоделируйте ситуацию, в которой было бы уместно рассказать эту притчу.


3.Передайте содержание притчи сжато.

2 группа


1. Составьте развернутый диалог героев притчи


2.Введите в повествование описание внешности героев,  описание места  происходящих событий.


3. О чем заставляет задуматься эта притча?



3 группа.


1.Из предложений 1-5 выпишите антонимы.


2.Укажите средство (-а) связи предложения № 15 с предложением №14.


3.Выпишите грамматическую основу (основы) из предложения №24.


4.Среди предложений №18-23 укажите номера тех предложений, в которых есть вводные слова.


5.Среди предложений 19-21 найдите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.


4 группа. Данной группе предлагается сопоставить текст притчи со стихотворным переложением  Алины Топоровской:



Жил -был на свете старец незлобивый. Не обижался он ни на кого
и был смиренный, мудрый, справедливый, старался всем творить добро.

К нему пришёл однажды ученик и, видя незлобивость, мудрость старца,
спросил его он напрямик: «Как научиться мне не обижаться?»

- Возьми картофель и мешок пустой. Как только кто тебя обидит,
клади в мешок одну ты за другой и никого не упускай из виду.

Имя обидчика ты напиши на каждой выбранной картошке.
Мешок всегда носи с собой и всё узнаешь понемножку...

Так постепенно до краёв наполнил он мешок картошкой.
Она протухла, стала гнить, покрылась плесенью и мошкой.

Под тяжестью того мешка согнулся парень не на шутку!
Увидев старца, он сказал: «Нет сил нести, воняет жутко!»

- Вот так страдает человек всю жизнь под тяжестью обид.
На душу давит этот груз. От гнойных ран она смердит...

Уж лучше впредь не обижаться, чем под тем грузом оказаться!


Сравнить тексты с точки зрения  тематики, основной мысли , языковых и композиционных особенностей.

Общее  задание для всех групп ( или как вариант домашнего задания) : Объясните, как вы понимаете смысл предложения : Каждый раз , когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то , подумай, нужен ли тебе этот камень. Данное задание  тренирует учащихся в написании сочинения 15.2  ОГЭ. Текст притчи также позволяет поразмышлять над различными понятиями ( например, прощение, великодушие) и подготовиться к написанию сочинения 15.3 ОГЭ.

Прослушав ответы групп, осмыслив  содержание притчи, учащиеся включаются в творческую работу, создавая собственные высказывания.

Если использовать данную притчу (или другие притчи)  на уроке в 11-м классе, то в качестве заданий можно использовать следующие: определить проблематику притчи, прокомментировать её, высказать собственную позицию, аргументировав её примером из литературы и жизненного опыта и знаний, то есть тем самым потренироваться в выполнении задания №25 ЕГЭ по русскому языку.

Как показывает опыт работы с подобными текстами, учащиеся неплохо справляются с написанием сочинений на их основе , что  в целом влияет на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ.(результаты ЕГЭ : 85% обучающихся показали хороший уровень знаний, 15% - удовлетворительный)

Кроме того, на уроках литературы в 11-м классе при изучении творчества поэтов 20-го столетия можно использовать притчу в качестве мотивирующего приёма  «яркое  пятно». Текст «конспиративной притчи» Сергея Довлатова проецируется на экран или читается учителем в начале урока.


СКАЗКА О ГОЛУБОЙ ИНФУЗОРИИ

Жил-был художник Долмацио. Раздражительный и хмурый. Вечно недовольный. Царь вызвал его на приём и сказал:

— Нарисуй мне что-нибудь.

— Что именно?

— Всё, что угодно.

— То есть как?

— Всё, что хочешь. Реку, солнце, дом, цветы, корову… всё, что угодно. Кроме голубой инфузории.

— Ладно, — сказал Долмацио. И удалился в свою мастерскую. Целый год пропадал. За ним послали.

— Готова картина?

— Нет.

— Но почему? — воскликнул царь.

— Я все думаю о голубой инфузории, — ответил художник, — только о ней, о ней, о ней, о ней… Без инфузории картина мира — лжива. Всё разваливается. Я плюю на такое искусство…

Данный текст заостряет внимание учащихся на теме творческой свободы, правдивости искусства, то есть подводит учащихся к осмысленному изучению творчества поэтов 20-го века. Помимо этого, текст может служить аргументом к собственным сочинениям выпускников на экзамене.


Очень важно при выборе текста учитывать его содержание, ведь исследуемый материал должен стать источником интеллектуального и нравственного развития учащихся.


Пример использования на уроке в 11-м классе  текста из цикла А.И.Солженицына «Крохотки»


МЫ-ТО НЕ УМРЁМ
1)А больше всего мы стали бояться мёртвых и смерти.
   2) Если в какой семье смерть, мы стараемся не писать туда, не ходить: что говорить о ней, о смерти, мы не знаем...
 3) Даже стыдным считается называть кладбище как серьёзное что-то. 4)На работе не скажешь: «На воскресник я не могу, мне, мол, моих надо навестить на кладбище». 5)Разве это дело — навещать тех, кто есть не просит?

    6)Перевезти покойника из города в город? — блажь какая, никто под это вагона не даст.7) И по городу их теперь с оркестром не носят, а быстро прокатывают на грузовике.
  8) Когда-то на кладбищах наших по воскресеньям ходили между могил, пели светло и кадили душистым ладаном. 9)Становилось на сердце примирение, рубец неизбежной смерти не сдавливал его больно. 10)Покойники словно чуть улыбались нам из-под зелёных холмиков: «Ничего!.. Ничего...»
   11)А сейчас, если кладбище держится, то вывеска: «Владельцы могил! Во избежание штрафа убрать прошлогодний мусор!» 12)Но чаще — закатывают их, равняют бульдозерами — под стадионы, под парки культуры.
  13)А ещё есть такие, кто умер за отечество — ну, как тебе или мне ещё придётся. 14)Этим церковь наша отводила прежде день — поминовение воинов, на поле брани убиенных. 15)Англия их поминает в День Маков. 16)Все народы отводят день такой — думать о тех, кто погиб за нас.
   17)А за нас-то — за нас больше всего погибло, но дня такого у нас нет. 18)Если на всех погибших оглядываться — кто кирпичи будет класть? 19)В трёх войнах теряли мы мужей, сыновей, женихов — пропадите, постылые, под деревянной крашеной тумбой, не мешайте нам жить! 20)Мы-то ведь никогда не умрём!


Вопросы:


1) Почему цикл носит название «Крохотки» ? Как вы объясните значение этого слова?


2)Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст? О чём он заставляет задуматься?


3)Слышим ли мы голос автора? Какова его позиция? Докажите примерами из текста.


4)Цикл был создан в конце 60-х годов прошлого века. Изменилось ли что-то сейчас в отношении людей к памяти?


5)В чём, как вы думаете, причина такого отношения к памяти?  Разделяете ли вы позицию автора? Выскажите собственное отношение к проблеме, аргументируйте свой ответ. В каких художественных  или публицистических произведениях освещается данная тема?


Выполните ряд заданий формата ЕГЭ по тексту:


А)Какое из приведённых высказываний не соответствует содержанию текста?


1)В прошлые времена отношение к памяти усопших свято чтилось.


2)Люди не знают, что говорить о смерти, поэтому стараются не навещать тех, кого постигло горе.


3)У нас есть специальный день для поминовения воинов.


Б)Отметьте верные утверждения:


1)Предложения №5-6 представляют собой рассуждение.


2)Предложение №18 объясняет смысл предложения №17.


3)В предложении №11 представлено описание.


В)Из предложений 8-9 выпишите метафору.


Г)Среди предложений №13-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.


Работа с текстом на уроках русского языка способствует постижению закономерностей построения текста, знакомит с различными ресурсами языка: стилистическими, фонетическими, орфографическими, морфологическими, синтаксическими. На уроках литературы основным объектом изучения является текст, и представляется вполне закономерным  на уроке литературы исследование художественного  произведения с точки зрения постижения смысла , но это отнюдь не мешает «анализу ресурсов языка, применённых писателем для реализации своего художественного замысла»


Рассмотрим пример изучения текста на уроке литературы в 10-м классе.


Для анализа предлагается текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Предсказание»


Настанет год, России чёрный год,


Когда царей корона упадёт;


Забудет чернь к ним прежнюю любовь,


И пища многих будет смерть и кровь;


Когда детей, когда невинных жён


Низвергнутый не защитит закон;


Когда чума от смрадных, мёртвых тел


Начнёт бродить среди печальных сёл,


Чтобы платком из хижин вызывать,


И станет глад сей бедный край  терзать;


И зарево окрасит волны рек:


В тот день явится мощный человек,


И ты его узнаешь  - и поймёшь,


Зачем в руке его булатный нож;


И горе для тебя! – твой плач, твой стон


Ему тогда покажется смешон;


И будет всё ужасно, мрачно в нём,


Как плащ его с возвышенным челом.

  1. Опираясь на предложенные вопросы,  дайте связный развёрнутый ответ.

-Какое настроение вызывает это стихотворение?


- Какие слова , выражения создают мрачный колорит текста?


-Каково авторское отношение к изображённым картинам?


-На какие смысловые части можно разделить стихотворение?


-Каковы ключевые образы текста?


-Какие ассоциации вызывает название?


-Охарактеризуйте состояние лирического героя.


2) Выполните задания, построенные по типу заданий ЕГЭ по литературе:


А)Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении:


1)эпитеты  2)ирония  3)олицетворение  4)гипербола


Б)Укажите размер, которым написано стихотворение


В)Назовите тип рифмовки, использованный поэтом в данном стихотворении.


Данное стихотворение можно использовать на уроке русского языка; к нему предлагаются следующие задания:


-какие пунктуационные правила может продемонстрировать данный текст? Приведите примеры;


-выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного;


-укажите слово с чередующейся гласной в корне;


-объясните значение слова  «чернь»; подберите синоним(ы)  к слову  «низвергнутый»;


-найдите все использованные автором средства выразительности (тропы, стилистические фигуры).


На уроках литературы можно предложить следующие виды работы с текстами произведений:


- толкование названия произведения (например, объяснить, какое значение имеют слова «война», «мир» в названии знаменитого романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого;  однозначны они или нет);


- миниатюрные сочинения проблемного характера (например, по произведению «Война и мир» : «Какая семья послужила бы мне образцом настоящей семьи» , или по произведению «Отцы и дети» : «Письмо Евгению Базарову» и т.д.);


-составление таблицы (например, сопоставительная характеристика героев произведения «Отцы и дети» Евгения Базарова и Павла Кирсанова);


- изложение ( подробное, сжатое ) фрагментов текста произведения (чаще всего в 5-7 классах).


Работа с текстами на уроках русского языка и литературы очень важна, так как позволяет не только успешно подготовиться к ГИА, но и воспитывает любовь к родному слову, расширяет кругозор учащихся, формирует навыки грамотного письма.


*Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. М., Просвещение, 2011


 Т.С.Петрова.  Анализ художественного текста и творческие работы в школе . 6 класс. М., Московский Лицей, 2002


Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по литературе. 5-11 классы.  Сост.:  Е.С.Бирючева,  Т.А.Чернова. М., Планета, 2014


Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. Поурочные разработки . 10 класс . М., Просвещение, 2014.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Новые документы

Важные события

Фото

                 
Мы в ВКонтакте Мы в Одноклассниках Добавить на Яндекс RSS Telegram RUTUBE
По всем вопросам и предложениям по работе сайта пишите разработчику сайта
При использовании материалов в любых видах СМИ, сайтах и .т.п., ссылка на наш сайт обязательна, гиперссылка приветствуется.
Вход
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

^