РЕЗОЛЮЦИЯ городской научно-практической конференции «Воспитание и социализация школьников и воспитанников учреждений дошкольного и дополнительного образования в современных условиях: проблемы и опыт их решения»(Чита, 19-29 апреля 2010 года) Городская научно-практическая конференция «Воспитание и социали-зация школьников и воспитанников учреждений дошкольного и дополнительного образования в современных условиях: проблемы и опыт их решения» является логическим завершением важного этапа в жизни муниципальной системы образования города Читы. В 2010 году заканчивается работа по реализации Концепции модернизации муниципального образования г. Читы и программы «Создание муниципальной системы качества образования». Их завершение совпало с важнейшими событиями в жизни нашего государства: 65-летием Победы в Великой Отечественной войне, реализацией Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введением нового поколения образовательных стандартов, объявлением 2010 года Годом учителя. Несмотря на то, что стратегические документы, определявшие направления и характер развития муниципальной системы образования, были приняты несколько лет тому назад, приоритеты воспитания, зафиксированные в этих документах, не только не утратили своего значения, но стали еще более актуальными.
Научно-практическая конференция по своему содержанию стала интегри-рующим звеном в системе конференций, введенных в традицию профессионального общения в муниципальной системе образования с 2003 года. Городские научно-практические конференции последовательно представляли опыт и рассматривали проблемы программно-целевого подхода в управлении современным образовательном учреждением (2003), проблемы ценностно-смысловых оснований современного образования (2004), современного качества образования (2005, 2006) и опыта инновационного развития муниципальной системы образо-вания (2008).
Конференция позволила выявить актуальный опыт воспитания и социализации детей и молодежи в различных учреждениях: дошкольного, общего и дополнительного образования. В организации конференции были использованы разнообразные формы активной пропаганды и распространения опыта работы по решению проблем воспитания. В частности, в рамках педа-гогического марафона было организовано 105 площадок, на которых в форме мастер-классов, педагогических мастерских и иных интерактивных форм общения был представлен опыт педагогов. Среди них опыт решения проблем воспитания в дошкольном образовании был представлен 250 педагогами на 22 площадках; в общеобразовательных школах – 122 педагогами на 72 площадках; в системе дополнительного образования – 29 педагогами ДО на 11 площадках. На заседаниях 11-и секций свой опыт представили около 150 педагогов. В пленарном заседании конференции приняли участие ученые, специалисты в области воспитания, руководители и специалисты комитета образования, педагоги, представившие все типы и виды муниципальных образовательных учреждений. Всего в конференции активное участие приняли 2385 работников муниципальной системы образования, а также порядка 50 работников учреждений культуры, 1200 представителей общественных организаций, родителей. Участники конференции единодушно отмечают, что проблемы воспитания молодых читинцев реально становятся важнейшим из приоритетных направлений развития системы образования в краевом центре.
Выдвинутая Президентом России Д.А. Медведевым Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила основные критерии качественного воспитания и обучения в современной школе. Гражданственность и патриотизм, способность к творческому мышлению, готовность к нахождению нестандартных решений, инициативность, потребность в реализации роли семьянина должны стать социально востребованными и личностно ценными характеристики выпускников образовательных учреждений. В этом же ключе Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют социальные требования к результатам воспитания: раскрытие индивидуальности каждой личности и активное участие каждого в создании гражданского общества, проявление активной жизненной позиции и ответствен-ности за свои поступки.
Обсудив сложившуюся в муниципальной системе образования практику воспитания и социализации детей и молодежи, участники конференции особо выделяют проблемы, решение которых является прерогативой самих образовательных учреждений и педагогов. В частности, мобильная смена социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы вошла в противоречие с сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания.
Вторая группа проблем связана с неправомочным делегированием социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и образовательным учреждениям.
Третья группа проблем вызвана отставанием процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения. Особую остроту эта проблема принимает в условиях введения нового поколения образовательных стандартов, предусматривающих введение в учебный план обязательной внеучебной части, а также переход к оценке деятельности по системе образовательных результатов, в которые включены не только предметные, но и метапредметные, и личностные образовательные результаты.
Обсудив широкий спектр проблем воспитания, участники научно-практической конференции предлагают осуществить следующие меры по развитию воспитательного пространства краевого центра.
Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» 1. Совместно с заинтересованными организациями, учреждениями и ведом-ствами городского округа «Город Чита» организовать в 2010 году разработку вневедомственной комплексной муниципальной программы воспитания на период до 2015 года. Разработать сопровождающие комплексную программу воспитания целевые программы по основным направлениям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Предусмотреть в программе воспитания создание единого информационного пространства воспитания и разработку механизма координации всей воспитательной деятельности в краевом центре. 2. В рамках данной программы разработать схему эффективного управления качеством воспитания детей и молодежи на основе четких критериев, показателей и индикаторов эффективности создаваемых условий для осуществления данного направления деятельности, эффективности процессов воспитания на всех уровнях организации и управления и эффективности результатов воспитания. 3. Актуализировать работу по педагогическому просвещению родителей через систему школьных лекториев и родительских собраний по проблемам воспитания с учётом «школы возраста». 4. Для повышения качества управленческих решений по проблемам воспитания и социализации разработать в течение 2010-2011 гг. мониторинг влияния массовых мероприятий с детьми и молодежью на уровень и динамику их воспитанности с включением в мониторинг специальных социологических исследований. Создать банк данных лучшего педагогического опыта по вопросам воспитания. Совершенствовать работу системы государственно – общественного управления через работу попечительских советов, советов отцов, ассоциации творческих педагогов и др.. 5. Обобщить опыт работы школ по реализации социально – значимых проектов, рекомендовать его к распространению в муниципальной образовательной системе. 6. Изучить внесенные участниками конференции предложения и на их основе разработать план мероприятий, представив его на августовской (2010 года) педагогической конференции.
Городскому научно-методическому центру 1. Совместно с отделами общего образования, воспитания и молодежной политики в течение 2010 года разработать систему научно-методического сопровождения воспитательных систем муниципальных образовательных учреждений и обеспечить ее реализацию в среднесрочной перспективе (2011-2013 гг.). 2. Обобщать опыт работы педагогических коллективов и отдельных педагогов различных типов и видов муниципальных образовательных учреждений по решению актуальных проблем воспитания детей и молодежи и готовить материалы к распространению с периодичностью не менее одного раза в два года. 3. Организовать с 2010-2011 учебного года работу опорных образовательных учреждений (ресурсных центров), мастер-классов, педагогических мастерских и иные эффективные формы распространения опыта решения проблем воспитания по актуальным направлениям, в том числе с использованием возможностей сетевого взаимодействия и Интернет-технологий. 4. В рамках реализации приоритетных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, определенных на перспективу до 2012 гг., инициировать, совместно с образовательными учреждениями и лабораторией управления развитием образования, создание инновационных площадок по проблемам воспитания с целью формирования опережающего массовую практику опыта работы. Организовать научно-методическое сопровождение инновационных программ по актуальным проблемам воспитания, в том числе разработок по организации внеурочной деятельности детей в условиях введения нового поколения образова-тельных стандартов.
Руководителям образовательных учреждений 1. Обеспечить разработку и реализацию инвариантных моделей воспитательных систем, адекватных современной социокультурной ситуации в городе и микрорайоне, и введение инновационных технологий в соответствии с целями воспитания и социализации детей и молодежи в реальных условиях функционирования и развития образовательного учреждения. В этих целях провести необходимую разработку (корректировку) программ воспитания и социализации на основе современных представлений о целях и способах решения проблем в рамках данного направления деятельности. 2. Разработать способы эффективной модернизации механизма взаимодействия воспитателей, учителей, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, родителей и учащихся (воспитанников), представителей гражданских институтов по совместному решению актуальных проблем воспитания.
Педагогическим работникам 1. Целенаправленно формировать опыт создания и реализации системы методических условий эффективного введения в практику обучения и воспитания целостной системы образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, рассматривая личностные результаты образования как приоритетное достижение образовательной деятельности и фактор успешности в достижении предметных и метапредметных результатов. 2. Выявить и реализовать способы организации эффективного взаимодействия педагогов, учащихся (воспитанников) и их родителей в продуктивном влиянии на создание условий, организацию процесса воспитания и его результаты.
Просить ученых, преподавателей ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского и дру-гих вузов Читы, ЗабКИПКРО об оказании научно-методической помощи муниципальной системе образования по вопросам формирования системы прогнозирования и развития процесса обновления содержания и методик воспитания, повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по актуальным вопросам воспитания.
|
|
|