Интервью на тему… Сейчас много говорят о приоритете воспитания в деятельности образовательного учреждения. Если обратиться к самому главному документу - Закону «Об образовании», то под «образованием» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Недавно для руководителей образовательных учреждений города было проведено совещание «Традиции и инновации в организации воспитательного процесса в ОУ». Свое выступление представила ведущий специалист комитета образования Гурьева Олеся Васильевна.
Олеся Васильевна, сейчас много говорят об инновационном развитии в образовании, о приоритетах инноваций. Против этого трудно возразить, да и не следует. Но не произойдёт ли так, что мы потеряем то ценное и значимое, на чём годами держалось отечественное образование? О.В. На самом деле, очень важно, используя в своей работе инновации, выстроить систему, основанную на лучших традициях прошлого, но, идя при этом «в ногу со временем». Очень важно не разрушить то ценное, на чём годами держалось отечественное образование. Так, патриотическое воспитание, которое сейчас является ключевым направлением для большинства ОУ основано на христианских заповедях, любви к Отечеству, уважении к родителям и старшим. Эти ценности были и остаются для нас главными. Их можно считать одной из значимых традиций, фундаментом для формирования нравственных качеств подрастающего поколения. Каким должен быть педагог, чтобы внеучебная работа стала для ребёнка творческой, пробуждала интерес? О.В. К современному педагогу сейчас предъявляются высокие требования. Он должен иметь не только необходимую квалификацию, но и быть способными к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры, другими словами быть настоящим «мастером» своего дела. Настоящий «мастер» находит и использует педагогические "изюминки" в воспитательном процессе, позволяющие сделать переход от традиционных форм и методов к нетрадиционным. Какие интересные формы работы с детьми используются в городе? Расскажите подробнее о видах воспитательной деятельности, которые являются наиболее актуальными в современных условиях. О.В. Сейчас всё большую актуальность приобретают активные формы воспитательной деятельности, позволяющие ребенку на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны. Эту задачу позволяет решить привлечение детей в общественные организации. На сегодняшний день в городе созданы условия для развития детского общественного движения. С 2004 года на базе Центра развития детских и молодёжных инициатив «Единство» действует детская городская общественная организация «Родничок», в состав которой входят около 12000 школьников (39 детских школьных объединений). Налажены связи с международной организацией СПО ФДО. Сотрудники «Единства» одной из своих задач считают поиск активных форм работы с детьми и вожатыми. Так, в этом году в новой, приближенной к реальной форме, педагогами ЦРДМИ «Единство» подготовлены и проведены выборы в совет ЧГДОО «Родничок» и «Гам» (организация для старшеклассников «Город активной молодёжи»), на которых кандидаты от школьных объединений представляли свои предвыборные программы. Также интересно, с привлечением большого количества участников прошли конкурсы творчества «Семейный календарь», военно-строевой песни «Дорогами побед», подходит к концу Смотр-конкурс детских объединений. На протяжении всего учебного года в разнообразных формах проходят эффективные обучающие семинары для вожатых - руководителей детских объединений. Хочется отметить школы, проявляющую очень большую заинтересованность в развитии детского движения. Это школы №26, 22, 20, 40, 23, 47, 32, 9, 7, 34, 8, 30, 33. В целях широкого информирования общественности о деятельности ЧГДОО «Родничок», «ГАМ» создан соответствующий сайт в Интернет, выпускается газета «Галстучная страна», где можно найти более подробную информацию обо всех событиях. Сегодня получило распространение такая форма организации старшеклассников, как волонтёрское движение, которое первоначально было распространено преимущественно среди студентов. Волонтерская работа помимо социального эффекта дает ребятам навыки организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастую сложными в общении. На данный момент волонтёрские отряды созданы в СОШ № 48, 2, 20, 47, гимназии 12. Деятельность ребят направлена на различные сферы жизни общества и реализацию социальных инициатив подростков. Часто ребята сами выступают организаторами и идейными вдохновителями проектов по озеленению и благоустройству дворов, шефской помощи детским домам, инвалидам, ведут пропаганду здорового образа жизни среди сверстников. Кстати, социальное проектирование – очень полезный вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Так, проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей малой Родины, активизируют шефскую работу, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде и т.д.. 75% школ используют социальное проектирование в своей воспитательной деятельности, примерно 30% из них строят свою работу именно на его основе. Это школы №1, 2, 15, 20, 50, 38, 39, 42, 47, 49. Сейчас получили широкое распространение на уроках информационно-коммуникационные технологии. А в воспитательной деятельности находят они своё применение? О.В. Одной из основных задач информатизации образовательного процесса является вовлечение школы в построение единого информационного пространства, которое может обеспечить создание сайта. Создание сайтов призвано обеспечить также открытость образовательного пространства учреждений, доступ родителей школьников к участию в деятельности ОУ. Первый опыт размещения публичных докладов на сайтах вызвал интерес и отклик со стороны общественности, в некоторых школах это вылилось в конструктивный диалог, желание родителей участвовать в управлении, планировании работы. На сегодняшний день собственные сайты имеют 22 школы, но, к сожалению, ещё не везде они используются в полной мере (не своевременно размещается свежая информация, не обновляются данные). Ещё одна задача информатизации - формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества. Это позволяет реализовать компьютерные кружки, которые сегодня ведутся в 14 школах, школьная газета, издаваемая в 22-х школах города, имеется интересный опыт создания видеожурналов, как в школе № 32. Во многих ОУ при активном участии детей снимаются фильмы и видеоролики о школьной жизни, которые могут впоследствии служить «визитной карточкой» школы. С помощью компьютера, в том числе с использованием Интернет, повсеместно издаются тематические открытки к знаменательным датам, информационные листовки, буклеты. Ни одно мероприятие, ни один семинар не обходится без использования мультимедийных презентаций, что существенно облегчает подачу материала, делает мероприятия ярче, насыщеннее. Третья задача информатизации внеурочной деятельности заключается в развитии способности школьников к свободному культурному общению (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами города, края, бывшими выпускниками). Всё это позволяет осуществлять Интернет. Имеется интересный опыт Интернет-моста между школами 47, 7 и 49, где ребята с помощью Интернет дискутировали на темы создания Забайкальского края, значения выборов в жизни граждан нашего города. Старшеклассникам нравится такая форма общения, не только потому, что она сама по себе интересна, но и потому, что учит свободно высказывать свои мысли, расширяет возможности общения со сверстниками. Подводя итог нашей беседе, скажите, от чего зависит эффективность воспитательной деятельности в школе? И какого человека должна воспитать школа 21 века? Каким же он должен быть – будущий гражданин России? О.В.Развитие и совершенствование воспитательной работы, использование и внедрение инновационных технологий было бы невозможным без серьёзной методической работы учителей. А успешность воспитательной деятельности в школе зависит не только от активного использования ИКТ в образовательном процессе, но и от атмосферы и позитивного эмоционального фона взаимодействия учителей, а также конструктивной совместной работы с учениками и их родителями. В модели образования 2020 года обозначен портрет будущего выпускника школы 2020 г., гражданина России, как компетентного в гражданско-правовых аспектах члена общества, уважающего ценности иных культур, креативного, уважающего других людей, готового сотрудничать с ними, осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Записала пресс-секретарь комитета образования Розенберг Е.Г.
|