11 марта в средней общеобразовательной школе № 38 состоялся семинар для заместителей директоров по воспитательной работе средних образовательных учреждений города Читы. Тема семинара «Активизация толерантных свойств личности в образовательном пространстве школы».
Актуальность темы опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в среднем общеобразовательном учреждении № 38, объясняется тем, что современные социокультурные условия диктуют необходимость формирования личности, способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, критическому осмыслению суждений, основанных на моральных ценностях.
Педагоги школы посчитали важнейшей задачей создание условий для актуализации толерантных свойств личности в образовательном пространстве. Нравственный смысл проблемы толерантности заключается в том, что в ее основе лежит не просто терпимость, а уважение к свободе другого и осознание того, что эта свобода не является вседозволенностью и что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Социокультурный аспект толерантности заключен в том, что наличие в школе ИНТЕРНЕТа способствует обмену культурными ценностями с зарубежными партнерами, позволяет различным культурам в процессе диалога вступать во взаимодействие и взаимопонимание друг с другом.
«Круглый стол», организованный педагогами и учащимися, работающие над проектами международного обмена школьниками представили это направление как важное средство формирования толерантного сознания учащихся.
Основная педагогическая идея опытно-экспериментальной работы заключается в создание педагогических условий, позволяющих развивать толерантные свойства личности школьника. В результате проделанной работы получены соответствующие результаты:
-создана эффективно функционирующая система формирования толерантности учащихся;
-выявлены и успешно реализуются механизмы становления и развития личности и гражданской зрелости школьников;
-созданы организационно-педагогические условия для создания единого толерантного пространства школы и социума;
-удовлетворенность всех участников образовательного процесса межличностными отношениями в школе носит устойчивый положительный характер;
-создан банк программно-методических материалов для использования в работе по формированию толерантности школьников;
-70% (ранее 43%) педагогов владеют современными методами, средствами формирования толерантной личности и успешно применяют их на практике;
-исследовательская деятельность стала нормой жизни для большей части педагогов;
-школьники осознают важность сотрудничества, умеют работать в команде, владеют навыками толерантного общения.
Материалы опытно-экспериментальной работы могут быть использованы для повышения профессиональной грамотности педагогов.
Материалы из выступления
заместителя директора по воспитательной работе школы № 38
Яковлевой Л.А.