Методист по работе со школьными научными обществами на базе Муниципального бюджетного учреждения «Дворец детского (юношеского) творчества»
1.Учитель английского языка 1987 -1990 «МБОУ «СОШ №33»
2.Заведующая отделом ОК Читинской области, председатель пионерской организации Читинской области с 1990 г. по 1992 г.
3.Методист лаборатории по проблемам воспитания ЧИПКРО.
С 1992 г. по 1995 г.
4.С 1995 г. по 2015 г служба в УМВД России по Забайкальскому краю. (подполковник полиции)
5.Методист, педагог дополнительного образования. Элективный курс в рамках профориентационной работы на базе Дворца детского (юношеского) творчества «На страже общественного порядка»
С 2015 г. по 2017 г. Методист, руководитель городского научного общества «Новаторы» на базе Дворца детского (юношеского) творчества.
С 2017 г.
Я из семьи педагогов, моя мама и мой дедушка – люди, которые посвятили свою жизнь работе в школе. Так что выбор профессии был сделан не случайно. Предопределен еще с детства.
В 1982 году я закончила среднюю школу №10 и поступила в Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г.Чернышевского на факультет иностранных языков. Этот факультет всегда славился хорошими образовательными традициями, преподаватели не только прививали любовь к языку, активно посещали стажировочные площадки и общались непосредственно с носителями языка, но и учили методическим приемам. Благодаря их вкладу, мы студенты, с интересом открывали для себя культуру Англии, красоту языка что стало отправной точкой в профессию. Уже на старших курсах я стала работать учителем английского языка в средней школе №33 под руководством замечательных наставников. Фишер Людмила Николаевна и Кадыкова Раиса Леонидовна – педагоги с большой буквы, которые показали прекрасную систему методических приемов обучения детей, чтоб они поняли и полюбили иностранный язык, также как я. Через 2 года мне была предложена должность организатора по внеклассной, и я полностью погрузилась систему воспитательной работы.
1990
В это время еще шли пионерские марши, но Всероссийская пионерская организация уже претерпевала ряд изменений по работе с ребятами. Мне всегда нравилась эта общественная деятельность, активность и я была членом бюро Обкома Комсомола. Так, к 90-му году я была приглашена на должность заведующей отделом. Тогда стали создаваться новые содержательные программы для детских объединений. Одной из таких программ стала - «Гуранёнок». Делегацию на 9-й слёт пионеров в Артек от читинской области вместе со мной представляла доцент кафедры педагогики Верхотина Анна Филипповна и 10 ребят из лучших пионерских дружин. Мы активно презентовали программу, наша делегация тогда включалась во все дискуссионные клубы. Этот слёт позволил пересмотреть систему работы с детьми.
1992
Прошли изменения в структуре и содержании детского движения, была упразднена Всероссийская пионерская организация им. В.И.Ленина, создана федерация многообразных вариативных детских организаций. В то сложное время я ушла работать в читинский институт повышения квалификации педагогических работников, кабинет воспитательной работы. Тогда же была создана лаборатория по проблемам детского движения под руководством Гамаюновой Людмилы Евграфовны. Активисты из числа опытных вожатых, педагогов учреждений дополнительного образования пытались найти то содержательное ядро, которое позволило бы ребятам и вожатым создать новые активности. Организовывали коммунарские сборы, вечерние дискуссионные площадки; до утра мы спорили о том, что должно быть главной идеей, нужна ли политизация или её нужно убрать из детского движения и о многом другом, что волновало вожатских корпус.
В такой атмосфере проходило мое профессиональное становление. Мы менялись, мы взрослели, но мы всегда находили точки роста в системе воспитания.
Это было очень сложное время. В то время группа молодых педагогов прошли целевое обучение в Санкт-петербургском университете на высших курсах психологии. Психологические знания позволили мне упорядочить систему ценностей, изучая особенности формирования личности, получилось понять себя и принимать окружающий мир. А мир был сложным: учителям не платили зарплату, менялись приоритеты в воспитании.
1995 г.
Получив диплом «Специалиста по социальной работе, практический психолог», моя жизнь резко изменилась – это был период активного поиска себя и наполнения новым содержанием жизненные цели. Я ушла служить милицию, в структурное подразделение федеральной службы исполнения наказания. Как психолог я работала с несовершеннолетними ребятами, которые совершили преступление.
Там же я создала кабинет психологической работы. С ребятами, которые совершили определённые проступки, мы говорили о ценностях. Это очень сложно. Я смотрела на них не как на малолетних преступников, а как на ребят, которые не могут найти себя или оказались брошенными и одинокими в этом мире. Я считаю, что частично в этом виноваты мы, взрослые. Где-то не доглядели, прошли мимо, думали о себе. В то время нужно было выживать, родители уходили «челночить», зарабатывая деньги. Дети оставались сами по себе. В школах их тоже было очень сложно удержать. Учителя находились в сложной ситуации. Когда я пошла в милицию я старалась говорить с детьми о человеческих ценностях, которые важны для каждого. Когда задаёшь ребёнку вопрос – «А какие у мамы глаза? Какие руки? Опиши, пожалуйста». Эти вопросы простые вызывали у ребят слёзы. Было ощущение, что с ними так просто о таких обычных, человеческих вещах давно никто не разговаривал.
Всегда придерживаюсь мнения, что в каждом нужно видеть хорошее. Это базовая ценность, которую я до сих пор несу. Время пролетело незаметно, через год меня перевели в Читинскую специальную среднюю школу милиции МВД РФ, психологом по работе с курсантами и в учебном отделе, я занималась методической работой. Я обучала педагогов школы милиции искусству дидактики, которому когда-то научилась у своих педагогов. Это был очень интересный опыт. Я лейтенант и должна была научить полковника профессии педагога. Ведь для того чтобы учить недостаточно просто быть специалистом, практиком. Есть программы, педагогические технологии, лекции, семинары, уроки. Нужно уметь ставить цели и задачи, структурировать занятие. Мне приходилось доказывать важность методических семинаров руководству. Достаточно сложно было из оперативного сотруднику милиции, имеющему огромный опыт практической службы, стать преподавателем. Этот опыт позволил мне еще раз посмотреть на систему образования. В школе милиции я отработала 9 лет.
2005г.
Учебный центр УМВД России по Забайкальскому краю и еще одно место службы, также была методистом. Это очень похоже на работу завуча в школе. Я составляла расписания, вела методическую семинары с преподавателями. Думаю, мне очень повезло и посчастливилось, что я педагогикой, воспитание всегда были в поле моих профессиональных интересов. Сотрудникам разрешалась педагогическая деятельность, много лет работала в Забайкальском институте предпринимательства, филиале Сибирского института предпринимательства на юридическом факультете и Забайкальском государственном университете. Я вела свои любимые предметы – юридическая психология и профессиональная этика.
2015г -2016г.
Завершив службу в полиции, пришла работать в «Дворец детского (юношеского) творчества». Я вела элективный курс в рамках профориентационной работы «На страже общественного порядка». Благодаря опыту работы в полиции, мы могли ходить с детьми на экскурсии в разные структурные подразделения, общаться с ветеранами органов внутренних дел, действующими сотрудниками. Детям очень нравилось, они могли прикоснуться к профессии, начать её уважать. Они узнавали какие сотрудники полиции есть, какие есть спец. службы. Мы посещали криминологические службы, линейный отдел полиции, кинологические центры, расположение отрядов специального назначения и конечно Читинское суворовское военное училище МВД России.
В 2015 году мы проводили муниципальные конференции, методические семинары с педагогами. Тогда я еще не совсем понимала специфику детских научных работ. Они требуют иного подхода, исследовательскую работу нужно было тщательно курировать. И сложно было перестроится после 20 лет работы со взрослыми. И началась мое новое направление, обратно к ребятам, которым интересны исследования и проекты.
2016г.
Мы собрали команду ребят, призеров и победителей нашей муниципальной конференции для участия в региональном этапе программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в Агинске. Там я поняла, что школьным научным объединениям Читы нужно объединиться, чтобы стать достойным участником программы. Нужно было создать координационный центр, объединить сильных экспертов, пригласить ученых. Объединение школьных программ и программ дополнительного образования для исследовательской деятельности школьников оказалось эффективным решением. Так появилось научное общество «Новаторы».
2017
Нам нужен был официальный статус. Мы разработали положение и официально зарегистрировали его. Оно было официально утверждено Оксаной Ивановной Кирик – председателем Комитета образования в октябре 2017. Так мы объединились в научное общество. К чему это привело? Мы пригласили ученых, которые могли отбирать интересные, перспективные работы. Ученик, педагог и эксперт смогли работать в команде над исследованием. У нас очень хорошее расположение, находимся в центре города, рядом с институтами и теперь у нас хорошая команда. К 2022 году с нами сотрудничают более 20-ти ученых.
Идея проведения форума – «К вершинам научного познания» стала достойным продолжением нашего сотрудничества. На его площадках ребята могут показать свои самые лучшие стороны. Фестиваль- конкурс проектов «Есть идея!», «Литературная гостиная», конференция «Шаг в будущее», круглые столы и семинары, подиумы творческих работ – перечень наших дел. С такой мощной базой мы заявили о себе на уровне региона и могли презентовать свои работы в Москве. Пошли наши первые победы. Сначала нам давали по одному месту на Всероссийских конференциях, потом 3 места. И нам впервые сказали: «Надо же! Оказывается, есть ещё и Чита в Забайкальском крае».
2020г.
Когда мы определили свои точки роста, стали приглашать волонтёров с кафедры социальной работы, химии. Студенты, магистранты помогали работать с учащимися как равный равному, учили проводить анкетирование, социальное исследование. Тогда и пришли к пониманию, что нам не хватает места. Так появилась идея сделать «Коворкинг центр».
Три месяца я училась составлять гранатовые заявки, делать проекты, смотрела специальные видеосюжеты и консультации. И мы выиграли грант от компании «Норникель» в рамках программы «Мир новых возможностей». Так создали наше «МЕСТО СИЛЫ» – «коворкинг центр». Открытие я посвятила двум большим датам: Юбилею Дворца детского (юношеского) творчества и Забайкальской малой академии наук.
Теперь вся наша деятельность осуществляется в «Коворкинг центре». Тут проводятся форсайт-сессии, zoom-встречи, круглые столы и даже прощальные выпускные вечера с ребятами, которые закончили школы. Кстати, в прошлом году здесь прошла наша малая конференция. Всю неделю в очном формате дети защищали свои проекты.
Наш золотой состав, дети-участники «Новаторов», которые первыми выпустились после 11 класса говорят одно: «Мы научились учиться, участвовать в конференциях, оформлять исследовательские работы, вести исследование!».
Письмо выпускника, участника общества «Новаторы», Никиты Корнакова:
«Жанна Валерьевна, добрый вечер! Поздравляю Вас и весь ваш коллектив с Днем Российской науки! Это, можно сказать, наш профессиональный праздник. Ваш вклад в развитие Читинского научного общества преогромнейший и я ещё раз хочу поблагодарить Вас за ту помощь, те навыки и способности, которые я имею сейчас! Желаю только процветания, достижения новых научных высот и крупных побед! Закончу моим девизом по жизни - правилом трёх «Н»: «Нет Ничего Невозможного». Ещё раз, с праздником!»
Сейчас Никита студент 1 курса Московского авиационного института, Национального исследовательского университета, факультета – «Информационных технологий и прикладной математики».
Дети помогают нашему сообществу даже после выпуска. Они создали нам логотип; нашу сову. Они сняли ролик своего исследовательского пути, который начался с «Новаторов».
2021 г.
Новый формат в работе. Мы начали работу с социальными предпринимателями, учились монетизировать социальные проекты. Ребята придумали более 70 проектов, которые они представили на региональном этапе Всероссийской конкурс-выставке научно-технологических и социальных предпринимателей – «Молодежь. Наука. Бизнес» на базе центра цифрового обучения детей. Свои работы они защищали перед настоящими предпринимателями. Каждый проект должен был быть продуман в финансовом плане и нести общественную пользу.
Пришлось приложить немалые усилия чтоб найти предпринимателей, которые будут работать со школьниками. В итоге мы сотрудничаем не только с предпринимателями нашего города, но и заручились поддержкой студентов-волонтёров с факультета менеджмента. Они консультировали ребят в плане финансовой грамотности, изучали вопрос монетизации социальных проектов. Я, также, вместе с детьми прошла курсы финансовой грамотности. Я думаю, так: «Если берёшься чему-то учить – выучи это сам».
На данный момент я бы хотела включить в программу «Новаторов» модульный блок по тайм-менеджменту. Также самостоятельно обучаясь, я поняла, что современному школьнику нужны основы финансовой грамотности. Это тоже необходимо внедрять.
Каким должен быть современный учитель?
Компетентным в своем предмете, эрудированным, эмоциональным, этичным, креативным, увлеченным своей профессией, любить детей.
В чем престижность профессии учителя сегодня?
В результатах. Они не скорые. Они отсрочены во времени. Но та эмоциональная благодарность, которая обязательно приходит после долгого вклада того стоит. Ребёнок растёт и принимает то, что в него вкладывают очень короткий период, но созревают вложенные в него знания долго. Нужно быть открытым и ждать результата. Я глубоко убеждена, что мы будем находить новых молодых, добрых, самоотверженных людей в этой профессии. Поднимать престижность профессии нужно, обязательно.
Каков путь современного образования?
Я глубоко убеждена – цифровизация внесла свои коррективы. С одной стороны нас ждёт глобальное внедрение информационных технологий. Развивается тьютерство, становятся популярными различные онлайн курсы. И задача учителей сейчас развиваться в ногу со временем. Постоянное саморазвитие, новые формы уроков с учетом времени. С другой стороны, я бы хотела, чтоб институт классного руководства сохранялся, чтоб сохранялось живое общение, личный контакт с детьми. Современные учителя должны сохранять профессионализм и в тоже время помнить о человеческом отношении с ребёнком. Учимся убегать от профессиональной деформации, ведь учительский труд очень эмоционально затратный. Мы в коворкинге всегда говорим: «Здесь у нас не оценивают – здесь вас ценят!»
|