Сегодня в современном обществе от человека требуется всё применение творческих способностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения, оценивать свою деятельность.
В современных экономических условиях система общего образования не в состоянии реализовать этот социальный заказ.
В силу объективных причин наиболее благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала ребёнка имеются в УДО.
Для более эффективного решения задач в области развития творческих способностей детей сегодня очень важно взаимодействие дошкольного, общего и дополнительного образования.
И за эти годы в нашем учреждении сложилась своя система взаимодействия с различными образовательными организациями. Только там, где в образовательном учреждении складываются благоприятные административные условия для сотрудничества, где существуют апробированные и закрепленные временем модели взаимодействия, возможно создание интеграционного образовательного пространства.
На станции реализуются различные модели взаимодействия: - это организация деятельности творческих объединений(школы 10, 14, 42, 16, 11 и др.)
- проведение открытых мероприятий для школьников (выставки, дни открытых дверей и.т.д.)
-всегда актуальны семинары, мастер-классы при работе с педагогами по повышению профессионального мастерства.
Особое значение приобрело сотрудничество с ОУ в рамках реализации ФГОС в начальной школе.
Надо признать, что интегральные формы взаимодействия в развитии технического творчества в последние годы у нас снизились. И это подтверждает низкий уровень проведения городских технических выставок.
На станции практически работает в техническом направлении спортивно-техническое объединениее – судомоделизм.
Почему снижается техническое творчество? Этому есть ряд объективных и субъективных причин.
Техническое творчество имеет ряд специфических особенностей, и, в первую очередь, надо отнести высокую материалоёмкость этого направления.
Вторая особенность – низкий уровень мотивации к занятиям технического творчества.
И так, мы сохранили техническое направление в форме спортивно-технических судомодельных объединений благодаря имеющимся ресурсам (имеются кадры, технический бассейн, материалы и оборудование)
Актуальность занятий судомоделизмом со школьниками обусловлена общественной потребностью в творчески активных грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодёжи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Деятельность наших объединений отличается от других объединений. Основным мотивом ребёнка при посещении судомодельного объединения является его интерес к техническому творчеству, самостоятельный и свободный выбор вида деятельности.
Главной целью работы педагога является воспитание социально адаптированной личности в процессе обучения, формирование системы знаний по спортивно-техническому моделированию, ориентирование на достижение высоких результатов, обеспечение возможности выбора профессии в раннем возрасте и приобретение устойчивого интереса к технике в дальнейшей жизни.
Судомоделизм подразумевает: конструирование, постройку моделей и участие в соревнованиях.
Изготавливая модели, дети знакомятся с военно-морским делом, судостроением, учатся вязать морские узлы. Знакомясь с основами математики, школьники узнают про масштабы увеличения и уменьшения, применяют их на практике, Изучая основы физики, кружковцы на практике познают закон Архимеда. Также овладевают знаниями химии, черчения ( читая чертежи) и других предметов.
В процессе моделирования учащиеся знакомятся и работают со слесарным инструментом, станочным оборудованием, с различными материалами( пластик, фанера, стеклоткань, металл и другие).
Создав свою первую стендовую модель, у ребенка появляется желание построить действующую. Мальчику хочется показать модель своим близким, даже сфотографироваться с ней. Более высокий уровень – изготовление копии. Здесь обязательным требованием является соблюдение масштаба, модель проходит испытание на воде,, участвует в соревнованиях. Если мальчик занимает призовое место, да еще попадает в объектив телекамеры - счастью нет предела, он на седьмом небе. Возвращаясь с соревнований, ребята мечтают о постройке новых моделей.
Первоначальное увлечение спортивно-техническим моделированием является для школьника игрой, которая в дальнейшем приводит его к изучению достижений науки и техники.
Особое развитие творческой мысли ребенок получает при изготовлении радиоуправляемой модели. Для того, чтобы управлялась и держалась на воде нужно школьнику знать и применять законы гидра и аэродинамики. Участие в таких соревнованиях требуют от ребёнка не только высокого мастерства изготовления модели, но и большого эмоционального напряжения, связанного с физическими и психологическими нагрузками. Однако, именно такая интересная сложная игра больше всего захватывает ребёнка. Часто многое в жизни начинается с детской забавы, а со временем перерастает в увлечение на долгие годы.
Одним из основных методов в работе является метод наблюдение. Наблюдение проводится за уровнем воспитанности, за уровнем обучаемости.
Для стимулирования положительного отношения к занятиям педагоги используют познавательные играм (например, прохождение минного поля) , отгадывание кроссвордов на морскую тематику, создание ситуации успеха во время проведения соревнований.
Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, какое влияние на развитие личности детей оказывает техническое творчество, моделирование и конструирование:
Во – первых, работа над моделями способствует развитию точности восприятия, наблюдательности, мелкой моторики рук.
Во-вторых, изготовление модели активизирует мышление ребёнка. При постройке иодели необходимо решать ряд практических задач, а это сообразительности и смекалки. Во время занятий учащиеся получают знания, умения и навыки, такие компетенции, которые позволяют им самим осуществлять трудовую деятельность.
В-третьих, удачное решение сложных для ребят задач вызывает у них чувство радости, добавляет уверенности в своих силах. Первые успехи в техническом способствуют трудолюбию, вызывают желание изготавливать новые, более сложные модели.
Директор МБУ ДО «Станции юных техников №2»,
педагог дополнительного образования
Минайкин Виктор Герасимович
|