|
«Разноуровневое обучение в начальной школе»
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования, "разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное (разноуровневое) обучение.
«Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося»
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Задачи:
- Определение психофизиологического потенциала каждого ученика;
- Разработать систему разноуровневых заданий;
- Отследить эффективность их применения
Основные принципы разноуровневого обучения: -всеобщая талантливость (нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом); -взаимное превосходство (если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то другое получается лучше, это что-то нужно искать); - неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным).
Дифференцированный (разноуровневый) подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы учителя над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться и с проблемой отбора учащихся в группы.
Остановлюсь на внутриклассной дифференциации. Не секрет, что класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях?
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.
2-ая группа, учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом.
3-я группа, учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Это связано с изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
- Выявление отставаний в ЗУН;
- Ликвидацию их пробелов;
- Устранение причин неуспеваемости;
- Формирование интереса и мотивация к учебе;
- Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями: • создание атмосферы, благоприятной для учащихся; • активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут; • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).
- основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.
Схема урока. (Урок введения новых знаний и УУД). 1 этап. Повторение пройденного материала.(Мотивация, актуализация знаний, выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения) Выполнение учащимися самостоятельных работ различной сложности. 1-я группа - выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний; - следит за работой 2-й и 3-й групп, приходят к ним на помощь в случае возникновения затруднений у учащихся этих групп; - готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп. 2-я группа - прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися на прошлом уроке 1-й группы; - проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала. 3-я группа - применяет на практике выученные правила, самостоятельно выполняет по опорным схемам работу, которая знакома ученикам этой группы по предыдущим урокам (этой работой учащиеся 3-й группы занимались вместе с одноклассниками 1-й и 2-й групп; - повторяет материал, связанный с объяснением нового материала. 2 этап. Реализация построения проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (Объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике) (работают все группы).
- этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение. 2-я и -я группы. Повторное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем. 2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам. -я группа. Доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое (по учебнику); 2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения учащимися навыками учебной работы. - этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-й группы и заканчивается 1-й.
Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Объяснение порядка и условий выполнения самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы.
5 этап. Самостоятельная (общая) работа всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности. Рефлексия деятельности.
Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работ, повышает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко проводится тоже по группам. А посильные индивидуальные задания каждому ученику (в зависимости от того, в какой группе он работает) помогают слабому чувствовать свою нужность: он тоже выполняет посильную часть общей работы. При организации разноуровневого обучения есть свои плюсы и минусы:
| плюсы | минусы |
Позволяет изучить такие
свойства личности, как
задатки, предпосылки и в
конечном итоге талант и
одаренность каждого ученика; |
Требует большой затраты
времени;
|
Дает возможность
создавать ситуацию успеха и
адаптировать учебный процесс
к познавательным
возможностям учащихся. |
Несовершенство
диагностики может привести
к неправильному
распределению по группам | |
Вероятность появления
социального неравенства.
|
Далее пойдут фрагменты уроков в начальной школе с использованием дифференцированных заданий.
|