Антитеррор безопастность
Аттестация руководящего состава
Безопасность дорожного движения
Безопасность жизнедеятельности
Борьба с коррупцией
Ваш ребенок идет в детский сад
Ваш ребёнок идёт в школу
Взаимообучение городов
Всероссийская олимпиада школьников
ГИА
Городское школьное научное общество «Новаторы»
Государственно-общественное управление
Инновационная деятельность
Информатизация
Информационная безопасность
Информация о наличии вакансий педагогических работников
Коллегия
МАУ «ГНМЦ»
Молодые педагоги
МО «Педагогический поиск»
Муниципальная августовская педагогическая конференция - 2021
Мы в соцсетях
Навигатор дополнительного образования
Независимая оценка качества условий образовательной деятельности
Новости
Общественный совет
Один день жизни в детском саду
Опека и попечительство
Организация отдыха, оздоровления и временной занятости несовершеннолетних
Персонифицированное финансирование дополнительного образования. Предоставление грантов в форме субсидий
Питание
Планы работы
Подвоз обучающихся образовательных организаций
Полезные ссылки
Пост №1
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактика заболеваний
Профориентация
Профсоюз
Родительское собрание
Российское движение школьников
Санитарные нормы и правила
Система оценки управления качеством образования г. Чита
СМИ о нас
Совет молодёжи
Форум
Фото/Видео
ЧГДОО «Родничок»
Читинское образование в лицах
Шаг в будущее
Комитет образования администрации
городского округа «Город Чита»
Версия для слабовидящих
§ ГЛАВНАЯ § ИНФОРМАЦИЯ О КОМИТЕТЕ § ДОКУМЕНТЫ § ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ § Е-УСЛУГИ § ГОСУСЛУГИ § ФОТО/ВИДЕО

ОБУЧЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

В последние годы постоянно увеличивается приток в Читу мигрантов из  стран   ближнего   зарубежья, которые приезжают  с семьями и детьми. Естественно, что перед новыми жителями нашего города встает вопрос    включения  в  социальную жизнь.  Процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка   межнационального   общения. Особенно остро эта проблема проявляется у детей, которые приходят в русские общеобразовательные учреждения, не умея разговаривать и не понимая обращённую к ним речь. Ребенок должен посещать данные учреждения при любых обстоятельствах, а незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в образовательный процесс. Следовательно, их нужно срочно обучать русскому языку, и чем раньше, тем лучше.

               По статистике в СОШ № 40 обучается 1211 учеников, из них примерно 13% дети - мигрантов.

              Для детей этой группы характерны нарушения, аналогичные тем, которые имеют русскоязычные дети с фонематическим, фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, а именно: наруше­ния произношения фонем, общих для обоих языков; нарушения вос­приятия присутствующих в обоих языках фонем; недоразвитие лексико-грамматического строя речи обоих языков. 

             Этим детям нужна помощь. С этой целью была разработана рабочая программа «Школа русской языковой культуры (для детей- мигрантов)». Составила: заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 40 г.Читы Прашутинская С.В .

        Рабочая программа по дополнительному образованию «Школа русской языковой культуры» для детей иностранных граждан  начальной школы МБОУ СОШ № 40 города Читы  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:


Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания;

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), статья 78.

Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (принят государственной Думой 21 июня 2002 года, одобрен Советом федераций 10 июля 2002 года). N 115-ФЗ (последняя редакция).

    Структура и основные принципы построения курса.

  1. Русский Язык
  2. Литературное чтение(адаптация)
  3. Матетематика

 

Цели и задачи обучения

Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая   адаптация детей  предполагает  решение  таких   задач,   как  физическая  и  эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня   овладения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности,    подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.          

                Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:

•  формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на  русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь  учителей и своих сверстников и общаться с ними;

•  формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях  быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;

•    формирование    умений    и    навыков    коллективной    учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;

•    формирование   навыков   чтения,   письма   и   счета,   что   позволит   учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

 

       В беседах с родителями учитель должен объяснить им цель таких занятий. Необходимо, чтобы они про­являли заинтересованность в успехах ребенка: просили его прочитать по-русски стихотворение, рассказать о событиях, дня и т. п. Целесообразно показывать родителям игровые приемы, которые применялись на заняти­ях. Полезно организовывать совместные с родителями про­слушивания аудиосказок, просмотры фильмов и мульт­фильмов на русском языке.

 Занятия литературного чтения. При знакомстве с произведениями какого-то конкретного народа, например, сказками,  можно использовать следующие виды работ: чтение по ролям, инсценирование сказки, игра «Радиотеатр», «Пантомима», составление собственных диалогов. Снять возможную напряжённость учащихся, плохо владеющих русским языком, поможет объективность при распределении ролей  (например, жеребьёвка).


Большинство занятий обучения грамоте и литературного чтения в начальных классах начинается с речевых разминок. Упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки,  потешки,  заучивание четверостиший (А.Барто) и коротких стихотворений. Это не только повышает уровень работоспособности детей, но и развивает навыки восприятия русской речи на слух, помогает улучшать произношение, облегчает запоминание лексико-грамматического материала.

На занятиях  русского языка в начальной школе для детей мигрантов, слабо владеющих русской речью, процесс изучения может осуществляться только под руководством учителя и при работе по образцу.

      При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное средство расширения словарного запаса учащихся. Эффективными являются упражнения с лексическими единицами и грамматическими формами, которые усваиваются непроизвольно, в процессе работы с ними.     Дополнительно используются следующие упражнения:

  • словообразовательные (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/ глаголов с данной приставкой/суффиксом),
  • составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.),
  • включение данного слова в словосочетание, предложение     (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать  - что?, встретиться  - с кем?, рисовать – чем? и т.п.),
  • введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом.

         При обучении русскому языку, как неродному активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников:

О людях и животных мы спрашиваем кто?

О вещах мы спрашиваем что?

 О мальчике, мужчине говорим он, а о девочке, женщине – она.

По-русски говорят:

мальчик пришел, но девочка пришла;

мальчик большой, сильный, но девочка большая красивая, добрая

Запомните!

 Девочка говорит: «Я рада», мальчик говорит: «Я рад»;

девочка говорит: «Я сама», мальчик говорит: «Я сам»

Произноси правильно!

что[шт] чтобы[шт]         его[в]          скворечник [шн]

яичница [шн]            кафе [фэ]              свитер[тэ]             шоссе[ сэ]



         Словарные упражнения, связанные с изучением конкретных грамматических тем, вносят системность в знаниях учащихся, а регулярность выполнения таких упражнений обеспечивает правильность их речи.


          

    Эффективные виды некоторых упражнений.


Вопросно-ответная работа. Обмен вопросами и ответы на них – характерная черта речевого общения, в том числе между учителем и учениками и между самими учениками в процессе обучения. Вопросы, которые задает учитель, стимулирует речемыслительную деятельность учащихся, используются для вовлечения обучающихся в иноязычное речевое общение.

Восстановление – учебно-методический прием, согласно которому учащиеся выполняют учебно-речевые действия по реконструкции отдельных неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста. Прием восстановления реализуется учащимися в следующих видах упражнений: заполнение пропусков, дополнение, перегруппировка.


Приемы драматизации или приемы игрового моделирования составляют важную часть тренировки в рамках коммуникативного метода и поисковой учебной деятельности в целом. Они реализуют в учебном процессе подражательное общение. Приемы драматизации используются в ролевых, обучающих играх, воображаемых ситуациях. Они вызывают физическую и эмоциональную активность обучающихся, стимулируют их воображение и импровизацию.


Языковые упражнения. Возвращаясь к классификации упражнений по отношению к аспектам языка и назначению в учебном процессе, охарактеризуем языковые упражнения, которые направлены на усвоение учащимися знания языковой формы. Чаще всего в учебнике используются следующие виды упражнений: имитативные, подстановочные, упражнения с ключом, на трансформацию, на расширение (сокращение) предложений, создания высказываний по аналогии, на заполнение пропусков, на конструирование фразы и структурных элементов и т.п.


Речевые упражнения направлены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированности навыков. При их выполнении внимание сосредоточено не на форме, но прежде всего на содержании высказывания. Такие упражнения иногда ситуативны и требуют от учащегося не только владения языком, но и умения логично излагать свои мысли в соответствии с темой.

Типичные ошибки учащихся-билингвов

 

               Типизация ошибок

                  Примеры

1. Замена гласных,  пропуск букв и трудности при написании слов с ь и ъ знаками

 

2.Слитное написание предлогов и раздельное приставок

 

 

 

 

3.Замена согласных или их пропуск

 

 

4.Полное искажение буквенно-звуковой структуры

 

5. Графические ошибки: смешение букв разных алфавитов

 

6. Семантические ошибки

 

 

 

 

7.Морфологические ошибки:

- изменение рода существительных, прилагательных, местоимений;

 

- неправильный выбор падежных окончаний;

 

- неправильные формы местоимений

 

- неправильные глагольные формы

 

- смешение форм причастий и образование несуществующих форм


Едвитый (ядовитый); идял (идеал); прилтят (прилетят); болшой (большой); подезд (подъезд)



Сабой (с собой); ксталу (к столу); обамне (обо мне); васенем (в осеннем); за хлопнул (захлопнул); во рвался (ворвался); на перерез (наперерез);



Медветь (медведь); фпиред (вперед); драца (драться); бута (будто);



Шенацотое (шестнадцатое); трирвать (тренировать); учасвыть (участвовать)


 Mоgа (мода), иgrа (игра), pошел (пошел);



Прочитываю книгу (читаю книгу); вижу фильм (смотрю фильм); казали фотографию (показали фотографию); сделать открывание (открыть);



Он сказала: хозяйка пришел; он худая очень; новый книга будет;



В дому (как в лесу); гОроды (как топоры); новами книгами; с друзьям;



Энтот (этот); ихний (их); эвто (это); обем (обеим);



Буду приду (приду); зачитаю (начну читать); прочитать (прочитай), пожалуйста;


Издавшаяся (изданная) книга; думаемый вопрос; знаевший человек



 


  • 1.Существительные в единственном и множественном числе.
    Прочитайте оба столбика. Сделай правильный выбор.
    1) Это интересная ...       книги
    Вот интересные...       книга

     
  1. Это красные .. 1) карандаши
    Это синий ... карандаш

     
  2. Это чистое ... 1) окна
    Какие грязные ... 2) окно

     

2.Род существительных.
1. Прочитайте оба столбика. Выбери правильный ответ.
 

  • учится в школе.
    …брат рисует.
    …школа большая.                                                 моё
    …отец работает в школе.     мой
    …мама работает на фабрике:   моя
    …село большое.   мои
    …учебники новые.    
  1. Прочитайте. Соедини слова по смыслу.
     
  • ...    рисовал
    Брат...          рисовала
    Сестра ...          рисовали
    Звено ...          рисовало

    3.Падежи существительных.

     
  1. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
    1) Саша читает.... 1 книга - 2 книгу
    2) Витя пишет.... 1 диктант - 2 диктанта
    З) Мы идём на.... 1 улица - 2 улицу
    4) Я пишу.... 1 письма - 2 письмо

     

2. Прочитайте. Вместо точек запиши нужное слово.
1) Я помогаю ... убирать квартиру     мама /маме
2) Я иду в гости к …      Ваня /Ване


  1. Прочитайте. Вместо точек запиши нужное слово.
    1) Коля разговаривает по телефону с....    Серёжа / Серёжей
    2) Мой брат хорошо рисует....   красками / краски


4. Прочитайте. Вставь правильную букву.

  1. В библиотек... я читал интересную книг... у /  е
    2) Сегодня я шёл в школ... вместе с Кол... ей /у
    З) На день рождения я подарила Маш... цвет... ы / е
    4) Я дружу с Кол... и Игор... ей / ем
    5) Я рассказал Игор.... о своем летнем отдых... е / ю

    5. Прочитайте. Вместо точек впиши предлоги из, с, на.


- Когда вы вернулись ….. моря?


- На прошлой неделе, а ты ….. лагеря?
- Я приехал ... лагеря только вчера, а до этого я был ... севере.


…севера же я возвратился ещё в конце июня.
 



4.Виды и времена глагола..
Прочитайте. Выберите слово, которое можно вставить в предложение вместо точек и подчеркни его.
 


1. На будущей неделе наш класс ... на экскурсию в Санкт - Петербург.

1) поехал       2) поедут      З) поехать        4) поедет

2. Маша и Серёжа часто ... сказки.
1) слушала            2) слушали                З) слушал


5.Спряжение глагола.
Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3, 4, 5 или 6
— Я ид... в школу. А ты ид...?
-Да.
- А твой брат ид... в школу?
- Нет, сестра ид...
- Да, мы ид...
- А вот я вижу из окна твоих родителей. Куда это они ид...?
- Как куда? На работу конечно.
1 - ёшь 3 - ём 4 - ёт 5 - ут 6 - ёте

6.Виды глагола.
Прочитайте. Соедини предложение с нужным словом.
 

  1. -Миша, ты долго ... уроки? делал
    - Нет, я очень быстро ... уроки. сделал
    2) Наконец, корабль ... к берегу. шёл

                                                                          подошёл
З) Я хотел покататься на велосипеде, сел на него и сразу…

          падал
     Когда я учился кататься на велосипеде, то часто…            упал


4) — Почему нет Ани? Она опять...?                                        болела


— Да, она мне звонила вчера вечером и сказала, что…      заболела
 

  • Прочитайте. В каждом предложении вместо точек вставьте пропущенную букву.

    В ц...рке
    У входа нас с мамой ост.. .новил билетёр.
    -Ваш... билеты.
    -Пож...луйста.
    И вот мы в ц.. .рке. Под ёлкой лиса показывает
    ц...лленку ц...фры. Медведи ездят на мотоц...кле.
    Львы прыгают через кол ..цо.
    В цирке . ..се живут дружно.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Новые документы

Важные события

Фото

                 
Мы в ВКонтакте Мы в Одноклассниках Добавить на Яндекс RSS Telegram RUTUBE
По всем вопросам и предложениям по работе сайта пишите разработчику сайта
При использовании материалов в любых видах СМИ, сайтах и .т.п., ссылка на наш сайт обязательна, гиперссылка приветствуется.
Вход
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

^