|
ОБУЧЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
В последние годы постоянно увеличивается приток в Читу мигрантов из стран ближнего зарубежья, которые приезжают с семьями и детьми. Естественно, что перед новыми жителями нашего города встает вопрос включения в социальную жизнь. Процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка межнационального общения. Особенно остро эта проблема проявляется у детей, которые приходят в русские общеобразовательные учреждения, не умея разговаривать и не понимая обращённую к ним речь. Ребенок должен посещать данные учреждения при любых обстоятельствах, а незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в образовательный процесс. Следовательно, их нужно срочно обучать русскому языку, и чем раньше, тем лучше.
По статистике в СОШ № 40 обучается 1211 учеников, из них примерно 13% дети - мигрантов.
Для детей этой группы характерны нарушения, аналогичные тем, которые имеют русскоязычные дети с фонематическим, фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, а именно: нарушения произношения фонем, общих для обоих языков; нарушения восприятия присутствующих в обоих языках фонем; недоразвитие лексико-грамматического строя речи обоих языков.
Этим детям нужна помощь. С этой целью была разработана рабочая программа «Школа русской языковой культуры (для детей- мигрантов)». Составила: заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 40 г.Читы Прашутинская С.В .
Рабочая программа по дополнительному образованию «Школа русской языковой культуры» для детей иностранных граждан начальной школы МБОУ СОШ № 40 города Читы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания;
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), статья 78.Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (принят государственной Думой 21 июня 2002 года, одобрен Советом федераций 10 июля 2002 года). N 115-ФЗ (последняя редакция). Структура и основные принципы построения курса.
- Русский Язык
- Литературное чтение(адаптация)
- Матетематика
Цели и задачи обучения
Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня овладения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.
Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:
• формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
• формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
• формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;
• формирование навыков чтения, письма и счета, что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
В беседах с родителями учитель должен объяснить им цель таких занятий. Необходимо, чтобы они проявляли заинтересованность в успехах ребенка: просили его прочитать по-русски стихотворение, рассказать о событиях, дня и т. п. Целесообразно показывать родителям игровые приемы, которые применялись на занятиях. Полезно организовывать совместные с родителями прослушивания аудиосказок, просмотры фильмов и мультфильмов на русском языке.
Занятия литературного чтения. При знакомстве с произведениями какого-то конкретного народа, например, сказками, можно использовать следующие виды работ: чтение по ролям, инсценирование сказки, игра «Радиотеатр», «Пантомима», составление собственных диалогов. Снять возможную напряжённость учащихся, плохо владеющих русским языком, поможет объективность при распределении ролей (например, жеребьёвка).
Большинство занятий обучения грамоте и литературного чтения в начальных классах начинается с речевых разминок. Упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, заучивание четверостиший (А.Барто) и коротких стихотворений. Это не только повышает уровень работоспособности детей, но и развивает навыки восприятия русской речи на слух, помогает улучшать произношение, облегчает запоминание лексико-грамматического материала.
На занятиях русского языка в начальной школе для детей мигрантов, слабо владеющих русской речью, процесс изучения может осуществляться только под руководством учителя и при работе по образцу.
При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное средство расширения словарного запаса учащихся. Эффективными являются упражнения с лексическими единицами и грамматическими формами, которые усваиваются непроизвольно, в процессе работы с ними. Дополнительно используются следующие упражнения:
- словообразовательные (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/ глаголов с данной приставкой/суффиксом),
- составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.),
- включение данного слова в словосочетание, предложение (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать - что?, встретиться - с кем?, рисовать – чем? и т.п.),
- введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом.
При обучении русскому языку, как неродному активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников:
| О людях и животных мы спрашиваем кто?
О вещах мы спрашиваем что? | | О мальчике, мужчине говорим он, а о девочке, женщине – она.
По-русски говорят:
мальчик пришел, но девочка пришла;
мальчик большой, сильный, но девочка большая красивая, добрая | | Запомните!
Девочка говорит: «Я рада», мальчик говорит: «Я рад»;
девочка говорит: «Я сама», мальчик говорит: «Я сам» | | Произноси правильно!
что[шт] чтобы[шт] его[в] скворечник [шн]
яичница [шн] кафе [фэ] свитер[тэ] шоссе[ сэ] |
Словарные упражнения, связанные с изучением конкретных грамматических тем, вносят системность в знаниях учащихся, а регулярность выполнения таких упражнений обеспечивает правильность их речи.
Эффективные виды некоторых упражнений.
Вопросно-ответная работа. Обмен вопросами и ответы на них – характерная черта речевого общения, в том числе между учителем и учениками и между самими учениками в процессе обучения. Вопросы, которые задает учитель, стимулирует речемыслительную деятельность учащихся, используются для вовлечения обучающихся в иноязычное речевое общение.
Восстановление – учебно-методический прием, согласно которому учащиеся выполняют учебно-речевые действия по реконструкции отдельных неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста. Прием восстановления реализуется учащимися в следующих видах упражнений: заполнение пропусков, дополнение, перегруппировка.
Приемы драматизации или приемы игрового моделирования составляют важную часть тренировки в рамках коммуникативного метода и поисковой учебной деятельности в целом. Они реализуют в учебном процессе подражательное общение. Приемы драматизации используются в ролевых, обучающих играх, воображаемых ситуациях. Они вызывают физическую и эмоциональную активность обучающихся, стимулируют их воображение и импровизацию.
Языковые упражнения. Возвращаясь к классификации упражнений по отношению к аспектам языка и назначению в учебном процессе, охарактеризуем языковые упражнения, которые направлены на усвоение учащимися знания языковой формы. Чаще всего в учебнике используются следующие виды упражнений: имитативные, подстановочные, упражнения с ключом, на трансформацию, на расширение (сокращение) предложений, создания высказываний по аналогии, на заполнение пропусков, на конструирование фразы и структурных элементов и т.п.
Речевые упражнения направлены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированности навыков. При их выполнении внимание сосредоточено не на форме, но прежде всего на содержании высказывания. Такие упражнения иногда ситуативны и требуют от учащегося не только владения языком, но и умения логично излагать свои мысли в соответствии с темой.
Типичные ошибки учащихся-билингвов
| Типизация ошибок | Примеры | | 1. Замена гласных, пропуск букв и трудности при написании слов с ь и ъ знаками
2.Слитное написание предлогов и раздельное приставок
3.Замена согласных или их пропуск
4.Полное искажение буквенно-звуковой структуры
5. Графические ошибки: смешение букв разных алфавитов
6. Семантические ошибки
7.Морфологические ошибки:
- изменение рода существительных, прилагательных, местоимений;
- неправильный выбор падежных окончаний;
- неправильные формы местоимений
- неправильные глагольные формы
- смешение форм причастий и образование несуществующих форм |
Едвитый (ядовитый); идял (идеал); прилтят (прилетят); болшой (большой); подезд (подъезд)
Сабой (с собой); ксталу (к столу); обамне (обо мне); васенем (в осеннем); за хлопнул (захлопнул); во рвался (ворвался); на перерез (наперерез);
Медветь (медведь); фпиред (вперед); драца (драться); бута (будто);
Шенацотое (шестнадцатое); трирвать (тренировать); учасвыть (участвовать)
Mоgа (мода), иgrа (игра), pошел (пошел);
Прочитываю книгу (читаю книгу); вижу фильм (смотрю фильм); казали фотографию (показали фотографию); сделать открывание (открыть);
Он сказала: хозяйка пришел; он худая очень; новый книга будет;
В дому (как в лесу); гОроды (как топоры); новами книгами; с друзьям;
Энтот (этот); ихний (их); эвто (это); обем (обеим);
Буду приду (приду); зачитаю (начну читать); прочитать (прочитай), пожалуйста;
Издавшаяся (изданная) книга; думаемый вопрос; знаевший человек
|
 1.Существительные в единственном и множественном числе. Прочитайте оба столбика. Сделай правильный выбор. 1) Это интересная ... книги Вот интересные... книга
- Это красные .. 1) карандаши
Это синий ... карандаш - Это чистое ... 1) окна
Какие грязные ... 2) окно
2.Род существительных. 1. Прочитайте оба столбика. Выбери правильный ответ.
- учится в школе.
…брат рисует. …школа большая. моё …отец работает в школе. мой …мама работает на фабрике: моя …село большое. мои …учебники новые.
- Прочитайте. Соедини слова по смыслу.
- ... рисовал
Брат... рисовала Сестра ... рисовали Звено ... рисовало 3.Падежи существительных.
- Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) Саша читает.... 1 книга - 2 книгу 2) Витя пишет.... 1 диктант - 2 диктанта З) Мы идём на.... 1 улица - 2 улицу 4) Я пишу.... 1 письма - 2 письмо
2. Прочитайте. Вместо точек запиши нужное слово. 1) Я помогаю ... убирать квартиру мама /маме 2) Я иду в гости к … Ваня /Ване
Прочитайте. Вместо точек запиши нужное слово. 1) Коля разговаривает по телефону с.... Серёжа / Серёжей 2) Мой брат хорошо рисует.... красками / краски
4. Прочитайте. Вставь правильную букву.
- В библиотек... я читал интересную книг... у / е
2) Сегодня я шёл в школ... вместе с Кол... ей /у З) На день рождения я подарила Маш... цвет... ы / е 4) Я дружу с Кол... и Игор... ей / ем 5) Я рассказал Игор.... о своем летнем отдых... е / ю 5. Прочитайте. Вместо точек впиши предлоги из, с, на.
- Когда вы вернулись ….. моря?
- На прошлой неделе, а ты ….. лагеря? - Я приехал ... лагеря только вчера, а до этого я был ... севере.
…севера же я возвратился ещё в конце июня.
4.Виды и времена глагола.. Прочитайте. Выберите слово, которое можно вставить в предложение вместо точек и подчеркни его.
1. На будущей неделе наш класс ... на экскурсию в Санкт - Петербург.
1) поехал 2) поедут З) поехать 4) поедет
2. Маша и Серёжа часто ... сказки. 1) слушала 2) слушали З) слушал
5.Спряжение глагола. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3, 4, 5 или 6 — Я ид... в школу. А ты ид...? -Да. - А твой брат ид... в школу? - Нет, сестра ид... - Да, мы ид... - А вот я вижу из окна твоих родителей. Куда это они ид...? - Как куда? На работу конечно. 1 - ёшь 3 - ём 4 - ёт 5 - ут 6 - ёте
6.Виды глагола. Прочитайте. Соедини предложение с нужным словом.
- -Миша, ты долго ... уроки? делал
- Нет, я очень быстро ... уроки. сделал 2) Наконец, корабль ... к берегу. шёл
подошёл З) Я хотел покататься на велосипеде, сел на него и сразу…
падал Когда я учился кататься на велосипеде, то часто… упал
4) — Почему нет Ани? Она опять...? болела
— Да, она мне звонила вчера вечером и сказала, что… заболела
- Прочитайте. В каждом предложении вместо точек вставьте пропущенную букву.
В ц...рке У входа нас с мамой ост.. .новил билетёр. -Ваш... билеты. -Пож...луйста. И вот мы в ц.. .рке. Под ёлкой лиса показывает ц...лленку ц...фры. Медведи ездят на мотоц...кле. Львы прыгают через кол ..цо. В цирке . ..се живут дружно.
|