|
Мастер-класс
«Использование SMART Board notebook как современный инструмент при обучении в начальной школе»
Задача мастер-класса - продемонстрировать основные возможности использования интерактивной доски на уроках.
«Обучение – это ремесло, использующее
бесчисленное количество маленьких трюков»
Д. Пойа
В своей работе я уже давно использую информационно-коммуникационные технологии обучения, которые становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных технологий. В 2012 году я прошла курсы в Читинском педагогическом колледже, в данный момент я являюсь участником педагогического кластера, мы регулярно собираемся и проходим неперывное обучение, в стенах колледжа, участвуем в круглых столах, выступаем перед студентами, делимся опытом. С 2012г. Читинский педагогический колледж входит в педагогический кластер «ИКТ в образовании» по договору с Комитетом образования администрации городского округа «город Чита». Кластер призван решить задачу обеспечения системы дошкольного, начального общего и дополнительного образования квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими современными информационно-коммуникационными технологиями обучения, за счет интеграции науки, образования и работодателей.
Высококвалифицированные педагоги колледжа помогают освоить компьютерные технологии как можно шире. Их применение позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить ребенку возможность самостоятельно постигать новое. Сопровождение традиционных уроков презентациями дополняет объяснение учителя. А интерактивная доска позволят соединить эти преимущества, разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Я с удовольствием использую smart-доску на уроках.
Использование интерактивной доски существенно изменяет деятельность учителя и учащихся, осуществляется деятельностный подход к изучаемому материалу. Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.
Основные цели использования интерактивного оборудования SMART Вoard на уроках — это в первую очередь наглядность, эмоциональное восприятие изучаемых объектов. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Работая с интерактивной доской, я выделила ряд функций и возможностей, которые могут сделать процесс изучения более эффективным, повысить мотивацию учащихся и качество знаний по предмету. К ним относятся: анимация, перемещение математических объектов, выделение и изменение наиболее значимых из них; работа с видеоматериалами; импортирование во время учебного занятия в структуру файлов страниц текста, геометрических рисунков, презентаций по темам предмета; одновременная работа с текстом, графиками, математическими рисунками; выход в интернет в процессе работы с интерактивной доской.
Такие трюки нам позволяет выполнять и придумывать интерактивная доска с её богатыми возможностями программного обеспечения и коллекционных материалов галереи изображений.
Это комплекс оборудования, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».
Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у обучающихся интерес к предмету, делает занятия увлекательными, способствует развитию творческой активности, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на уроках математики.
Систематическое применение интерактивной доски
- позволяет оптимизировать процесс обучения;
- повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета;
- способствует повышению качества знаний по предмету;
- позволяет обучающимся лучше понять материал;
- обеспечивает хороший темп урока;
- привлекает к активному участию на занятиях.
С целью наглядной демонстрации возможностей использования интерактивной доски предлагаю Вашему вниманию фрагменты уроков математики.
1) Удобна интерактивная доска для проведения устного счета.
Наибольший интерес у обучающихся вызывают такие возможности использования интерактивной доски как «перемещение объекта».
2) Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках математики с элементами геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. Это значительно увеличивает объем рассматриваемого на уроке материала.
3) Интерактивная доска позволяет в достаточной мере реализовать идею игровой ситуации на уроке и разнообразить формы предъявления заданий обучающимся.
4) «Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным» (Б. Паскаль), поэтому часто провожу нестандартные уроки, например, урок-путешествие по Тихому океану. В то же время здесь еще прослеживается и межпредметная связь.
5) Прием «Собери слово» способствует созданию занимательной ситуации и развитию внимательности, памяти.
6) В качестве тренажера для развития вычислительных навыков требуется, выполнив задания, установить соответствие между примерами и ответами. В результате получится название животного.
7) Интерактивная доска позволяет быстро и легко чертить разнообразные геометрические фигуры, создавая, например, блок-схемы.
8) Также можно предложить обучающимся задания на карточках для работы на местах, где правильные ответы зашифрованы под определенной цифрой, а потом по ходу решений открывать верные номера и таким образом на экране получится «Картинка».
9) Решение текстовых задач вызывает затруднения. В большинстве случаев это связано с неумением анализировать задачи, отсутствием воображения. Благодаря интерактивной доске процесс решения задач можно сделать более увлекательным, понятным и доступным.
Анализ проходит в интересной форме. Теперь решение задачи у большинства обучающихся не вызовет затруднений.
10) На своих уроках я использую различные интерактивные средства, например, по теме «Доли». Появляется возможность не только повторить теоретический материал, но и проверить знания обучающихся по данной теме путем проведения тестирования, причем есть возможность распечатать результаты, в которых указано количество верно выполненных заданий из предложенного набора.
11) На уроке учитель может продемонстрировать обучающимся различные экзаменационные задания, дать возможность потренироваться в их решении.
Для этого использую свойства функции «Захват экрана».
12) Как правило, обучающиеся не очень любят задания теоретического характера. Но в курсе геометрии достаточно много определений, свойств, которые необходимо знать. Можно этот этап урока сделать более интересным. Для этого использую «венгерский кроссворд», в котором зашифровываю названия различных геометрических фигур. Необходимо найти название четырехугольника, дать его определение, сформулировать свойства.
13) Одним из интересных инструментов, позволяющих эффектно пользоваться заранее подготовленными слайдами, является «Шторка», закрывающая любую прямоугольную часть доски. Инструмент «Затемнение» позволяет поэтапно демонстрировать информацию обучающимся. Затемнить можно ту часть доски, которую необходимо. Знания не подаются в виде готовых выводов, а становятся результатом исследования на уроке.
14) Удобна интерактивная доска для проведения непродолжительных по времени самостоятельных работ с последующей проверкой.
15) Использую интересные интерактивные средства и мультимедиа, которые удобны для наглядной демонстрации определенных тем.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках позволяет сочетать проверенные методы и приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Наглядность – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание обучающихся.
Интерактивная доска – это всего лишь средство, которое становится помощником для учителя. Умелое ее использование позволяет детям стать чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими.
|