|
Использование инфографики в образовательном процессе
А. А. Рахманин,
методист МАУ «Городской научно-методический центр»
С развитием информационных технологий человечество получает всё больше возможностей быстро и качественно собирать и представлять информацию в графической форме, 90% информации человек воспринимает и помнит, основываясь на визуальном восприятии. Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной, поэтому одной из самых популярных форм объяснения учебного материала при помощи визуальных образов, в настоящее время, является инфографика.
В инфографике принято выделять 7 основных видов:
- Статистическая – визуализирует результаты каких-либо исследований в количественном соотношении;
- Таймлайн – используется для демонстрации течения процесса, развития объектов или исторической ретроспективы;
- Матрица – еще один вид инфографики, используемый для демонстрации течения процессов, исторической ретроспективы и сложных взаимодействий объектов.
- Иерархия – используется для демонстрации структуры и подчинения объектов в системе;
- Алгоритм – инфографика в виде алгоритма визуализирует инструкции или несложные тесты, позволяющие обучающимся самостоятельно проверить свои знания;
- Сравнение – один из самых распространенных видов инфографики, позволяющий рассмотреть аргументы за или против какого-либо решения, оценить с разных точек зрения процессы и объекты и т.д.
Подготовка инфографики делится на 3 основных этапа:
- «Поиск смыслов» – на этом этапе разрабатываются тезисы, из которых будет состоять инфографика, формулируются вопросы, на которые в инфографике будут даны ответы;
- «Поиск информации» – после того, как тезисы сформулированы, необходимо под каждый тезис собрать и проанализировать информацию, вычленить главное и расставить смысловые акценты.На этом этапе необходимо помнить, что инфографика должна представлять собой не набор разрозненных фактов, а логичную взаимосвязанную систему;
- «Визуализация» – создание композиции и отрисовка скетча (на этом этапе возможно возвращение ко второму этапу, если скетч выявил логические нестыковки и пробелы в связях, между элементами инфографики), выбор стилистики и окончательного дизайна инфографики.
На этапе визуализации необходимо иметь четкое представление об инструментах для создания инфографики и способах её демонстрации.
Например, материалы для печати ограничиваются форматом бумаги-носителя и должны быть разбиты на отдельные смысловые блоки-страницы, но могут иметь большую детализацию и текстовое наполнение.С другой стороны – инфографика, адаптированная для web, жестко ограниченатолько по ширине (разрешением экрана устройства, на котором предполагается демонстрация), должна иметь меньшую детализацию и текстовое наполнение, но может быть интерактивной.
В качестве инструментов для создания инфографики могут выступать как графические редакторы общего назначения (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW, Gimp, Inkscape), так и специализированные приложения (Tableau) и онлайн-сервисы (Easel.ly, Piktochart.com, Infogr.am и т.д.). В некоторых из них необходимо создавать дизайн инфографики с нуля, некоторые предоставляют готовые шаблоны и могутиспользоваться пользователями с разным уровнем развития IT-компетенций.Таким образом, выбор инструментов для создания инфографики довольно богат. Данные инструменты могут удовлетворить практически все запросы пользователя, реализовать сложные и красочные графические приемы и эффекты, однако не стоит забывать, что самое главное в инфографике – её смысл, ответы на вопросы которые она даёт, и визуализация является всего лишь вспомогательным компонентом, облегчающим восприятие инфографики.
|