|
Тема: Работа по учебнику И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров История России с древнейших времён до 16 века.
Учитель истории и обществознания
Комогорцева К.В.
МБОУ «СОШ №8»
г. Чита
В 2017 учебном году в 6 классе мы работали по учебнику История России с древнейших времён до 16 века, авторы учебника И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, издательство «Дрофа».
Учебник составлен в соответствии с историко-культурным стандартом. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника - системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельной работы с информацией и использование её в практической деятельности.
Хочется отметить положительные стороны данного учебника. Перед изучением учебного материала в каждом параграфе содержится проблемный вопрос, который способствует активизации познавательной деятельности учащихся, способствуя аналитическому мышлению, выявлению проблемы- темы урока и предполагаемых путей решения. В начале параграфа содержится эпиграф и визуальный ряд. В учёбнике есть учет в методике личных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД). Например, для учёта метапредметных действий, учащимся предлагается проследить взаимосвязь развития определенных видов искусства и трансформации идеологий.
Каждый параграф содержит список терминов и понятий, которые предстоит изучить на уроке. Их характеристика раскрывается в ходе чтения материала, также в конце учебника имеется хороший словарь. В начале каждого параграфа есть лента времени, она показывает изучаемый период и новые даты, которые предстоит познать обучающимся. Это очень удобно и практично при работе на уроке. Наглядно учащиеся всегда могут обратить внимания на важный изучаемый период времени.
Важное значение имеет рубрика в конце каждого параграфа - работа с историческим источником. Имеются отрывки из разных исторических источников – монографий, летописей, мемуаров и т.д. К данным материалам представлены вопросы. Учащиеся получают дополнительные сведения, анализируют, делают выводы.
Учебник хорошо иллюстрирован. К каждой иллюстрации имеются задания. Например - «опишите иллюстрацию, используя полученные знания, или найдите дополнительный материал по теме и напишите небольшой рассказ; нарисуйте схему родственных отношений новгородско-северской княгини с указанными князьями; представь себя жителем земли древнего Чернигова, расскажи о своём путешествии по святым местам».
В учебнике имеются карты и схемы. Карты есть ко всем темам по изучению внешней политики и другие. Схемы: Родословная Рюриковичей в разные периоды времени, государственный строй.
В конце каждого параграфа имеются задания на соотнесение даты и события, т.е. учащиеся закрепляют изученный материал после каждой темы.
Проблемный вопрос в конце каждого параграфа предполагает 3 варианта ответа. Пример «выберите ответ на главный вопрос урока, и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор. Учащиеся из трёх позиций выбирают одну, доказывают, опираясь на изученный материал на уроке.
Учебник построен так, что можно предоставлять индивидуальные задания ученикам, некоторые задания можно использовать в качестве домашней работы.
При изучении, в конце каждой главы есть темы для проектной деятельности. Например: «Тверские князья как пример политической, воинской, духовной доблести». «От деревянно-земляной крепости к каменной». «Строительство четвёртого Московского Кремля» (объёмная модель).
Задания в учебнике способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении.
Что касается содержания исторического материала в учебнике. Материал изложен чётко, лаконично. Достаточно широко материал представлен по культуре. На основе данного материала учащиеся создавали презентации.
|