|
Концепция нового УМК по истории России.
(основные подходы в преподавании)
Составитель: Орлянская Е.А. методист ГНМЦ
- Концепция – это стратегия действий;
- - определённый способ понимания трактовки каких – либо явлений;
- - основная точка зрения.
Концепция включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт разработан Российским историческим обществом. Над Концепцией работали ведущие ученые России.
Историко-культурный стандарт разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334.
30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте (ИКС).
Необходимость создания нового учебника истории России диктует прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.
Задачи учебно-методического комплекса:
- создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
- сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.
- Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Преимущества изучения истории по новому УМК
- Вопросы и задания направлены на установление межпредметных связей, обращают к изученному материалу обществознания, литературы, географии.
- Содержит задания для подготовки к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ).
- Является универсальным источником исторической информации.
- Содержит целостный взгляд на исторический процесс.
- Новый УМК соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся.
- Периоды истории России, относящиеся к XVI-XVII; XVIII; Х1Х векам могут быть изучены более подробно и глубоко.
- Достигается синхронизация с курсом Всемирной истории.
Ожидаемый результат перехода на линейную систему
- На момент окончательного перехода основной и старшей школы на новые учебники (3 - 5 лет).
- Полное соответствие преподавания предмета «История России» требованиям ФГОС и историка -культурному стандарту.
- Повышение качества преподавания предмета.
- Перспектива возвращения интереса молодежи к изучению истории родного государства, перспектива формирования более толерантного отношения современной молодежи к людям других национальностей Российской Федерации.
- В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 три линии учебников ведущих издательств России («Просвещения», «Дрофы» и «Русского слова») включены в федеральный перечень учебников. С 1 сентября 2016-2017 учебного года начинается введение этих линий учебников в образовательный процесс.
| Автор/авторский коллектив | Наименование учебника | Класс | Наименование издателя(ей) учебника | | Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. | История России с древнейших времен до XVI века | 6 | ДРОФА | | Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. | История России XVI - конец XVII века | 7 | ДРОФА | | Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И. А., Фёдоров И.Н | История России конец XVII - XVIII век | 8 | ДРОФА | | Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. | История России XIX - начало XX века | 9 | ДРОФА | | Волобуев О.В., Карпачёв СП., Романов П.Н. | История России начало XX - начало XXI века | 10 | ДРОФА |
| Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./ Под ред. Торкунова А.В. | История России. 6 класс. В 2-х частях | 6 | "Просвещение" | | Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./ Под ред. Торкунова А.В. | История России. 7 класс. В 2-х частях | 7 | "Просвещение" | | Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./ Под ред. Торкунова А.В. | История России. 8 класс. В 2-х частях | 8 | "Просвещение" | | Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./ Под ред. Торкунова А.В. | История России. 9 класс. В 2-х частях | 9 | "Просвещение" | | Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., и др./ Под ред. Торкунова А.В. | История России. 10 класс. В 3-х частях | 10 | "Просвещение" |
| Пчелов Е.В.,
Лукин П.В./Под ред. Петрова Ю.А. | История России с древнейших времён до начала XVI века | 6 | Русское слово | | Пчелов Е.В., Лукин П.В./Под ред. Петрова Ю.А. | История России. XVI-XVII века | 7 | Русское слово | | Захаров В.Н., Пчелов Е.В./Под ред. Петрова Ю.А. | История России. XVIII век. | 8 | Русское слово | | Соловьёв К.А., Шевырёв А.П./Под ред. Петрова Ю.А. | История России. 1801-1914 гг. | 9 | Русское слово |
При переходе на новую структуру исторического образования педагоги должны ориентироваться:
| Всеобщая история | История России | | История Древнего мира (68 ч.) | - | | Всеобщая история VI-XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий (28 часов) | История России VIII- XV вв. До создания единого Русского государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505) (40 часов) | | Всеобщая история XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии. От абсолютизма к парламентаризму (28 часов) | История России XVI-XVII вв. Начиная с Василия III (1505), Ивана IV Грозного (1533) До начала правления Петра I (40 часов) | | • Всеобщая история XVIII в.
• Эпоха Просвещения
• Эпоха промышленного переворота
• Первые буржуазные революции
• Великая французская революция (28 часов) | История России XVIII в. От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801) (40 часов) | | • Всеобщая история XIX в.
• Становление буржуазного общества (28 часов) | История России XIX в. От начала правления Александра I (1801) до начала Первой мировой войны (1914) г. (74 часа) | | • Всеобщая история XX в. (40 часов) | История России 1914 – до начала XXI в. (62 часа) |
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и меж предметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Важная мировоззренческая задача
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Концепция нового учебно-методического комплекса будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более детального изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа.
В соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования обязательный учебный предмет «История» рекомендуется изучать на уровне основного общего образования в 5-9 классах в объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах - по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с учебным предметом «История» начинается в 5 классе с курса всеобщей истории.
Переход на единый учебник
Для эффективности организации обучения рекомендуется :
6- е кл – с 2015 -2016 уч.г
7- е кл – 2017-2018уч.г
8-9 кл – в 2017 - 2019 перевод на «единый» учебник не целесообразен , т.к. экзамен основной школы будет по периоду ХХ- нач.ХХ Iв.
Классный журнал
В классных журналах необходимо оба курса записывать в общий единый раздел «История» в соответствии с тематическим планированием без разделения между курсами.
Название предмета в журнале должно соответствовать его названию в учебном плане «История»
Выставление оценок
Выставление четвертных ,полугодовых, годовых отметок осуществляется также в рамках единого предмета « История».
В личных делах, аттестациях выставляется единая отметка по истории.
Согласно Концепции обучение истории завершается в 10 классе.
В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в 11 классе.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.
Историческое образование в выпускном классе средней школы
Историческое образование в выпускном классе средней школы может носить дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Образовательной организации предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения.
Таким образом, на усмотрение учителя истории в 11 классе в переходный период возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетание.
Завершение курса Всеобщей и Истории России с акцентом на события XXI в., подведение обобщающих итогов;
Комплексный и синхронизированный по проблемному принципу курс истории, позволяющий осуществить обзорные экскурсы по пройденному ранее материалу, с акцентом на интересы обучающихся или наиболее актуальные проблемы современности (например, история миграций, история науки и техники, история спорта и т.д.)
В случае обучения на профильном уровне учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.
Перечень используемых документов
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной
- истории –http://rushistory.org/?page_id=1800
- 2) Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об
- утверждении порядка формирования федерального перечня учебников,
- рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
- государственную аккредитацию образовательных программ начального
- общего, основного общего, среднего общего образования»
- (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 декабря
- 2014 г. № 1559).
- 3) Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08
- «О федеральном перечне учебников».
- 4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8
- июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень
- учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
- государственную аккредитацию образовательных программ начального и
- общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
- марта 2014 г. № 253».
|