|
Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Читы. Предназначена для родительской общественности, педагогов дополнительного образования. Наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие.
Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.
Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребёнок, «ребёнок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи с тем , что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения
С раннего детства «дети особой заботы» сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», формируется заниженная самооценка, они боятся лишний раз показаться в обществе. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию
Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья - инклюзивное образование.
Педагогический коллектив Дворца детского творчества — это содружество профессионалов-единомышленников, обладающих высокой квалификацией, интеллигентные, доброжелательные, отзывчивые педагоги. Доступность, качество, эффективность образования — главное в работе педагогического коллектива Дворца.
Во Дворце детского( юношеского) творчества реализуются образовательные программы художественно-эстетической, культурологической, социально-педагогической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, эколого-биологической направленностей. Были опасения, что дети с ОВЗ замкнутся и не будут работать на занятиях, но дети очень быстро нашли общий язык, научились сотрудничать друг с другом, на занятиях всегда дружеская обстановка, что способствует более быстрому раскрепощению детей.
Я считаю, что учреждения дополнительного образования дают больше возможностей детям для самореализации и раскрытия своих способностей, а «детям особой заботы» данные учреждения помогают развиваться как личности. Посещая занятия, они находят для себя тот вид деятельности, в котором им более комфортно и возможно в дальнейшем может стать его профессией. А самое главное, что в учреждениях дополнительного образования создается «ситуация успеха», что положительно влияет на развитие и социализацию «детей особой заботы». Они не чувствуют себя какими то другими, а наравне с обычными детьми выполняют задания.
Свои занятия строю по такой схеме:
- Приветствия;
- Рефлексия (при помощи психологических упражнений настраиваю детей на работу, узнаю их настроение);
- Вводная часть (рассказываю, что мы будем делать на занятии, загадываю им загадки или читаю стих по теме занятия);
- Просмотр мастер-класса;
- Практическая часть;
-Рефлексия (подведение итогов, оценивание своей работы и обязательно узнаю с каким настроением учащиеся уходят с занятия);
-«У нас все получиться»!– это девиз нашего объединения, которым заканчивается каждое занятие.
При проведении занятий использую нетрадиционный формы и методы проведения занятия, такие как викторина, игра-путешествие, тренинги. Для того, чтобы «дети особой заботы» быстрее адаптировались в коллективе, я прошу учащихся без ОВЗ быть моими помощниками при проведении занятия. Тем самым воспитываю в учащихся терпимость, чувство сопереживания. Так же на свои занятия и мероприятия я приглашаю родителей или других членов семьи «особенных» деток. Ведь ничто так не сближает семью, как совместная деятельность (походы, праздники, чаепития). Это позволяет родителям увидеть своих детей с другой стороны и немного отвлечься от повседневных проблем.
|