Практические и лабораторные работы по химии в развивающей системе обучения.
Куликова Ирина Олеговна МБОУ СОШ №26
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития.
Уходит эпоха "образование на всю жизнь". На смену приходит новая эпоха, принцип которой " образование длинною в жизнь", эпоха, которая востребовала человека предприимчивого, творческого, самостоятельного и ответственного. Социальный заказ общества стимулирует образование на создание обновленной модели конкурентоспособных специалистов с высокоразвитыми профессиональными и личностными качествами. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Необходимо повысить эффективность обучения учащихся, развить исследовательские умения, осуществить принцип связи обучения с жизнью, а значит дать основы социальной успешности, формировать интереса к осознанному выбору профессии.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии характеризуется переносом акцентов с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.
В условиях деятельностного обучения содержание учебного предмета «Химия» выступает как средство введения учащихся в деятельность, характеризующую данную науку. Использование в практике обучения химии системно-деятельностного подхода представляет собой процесс познания и предполагает развитие у учащихся различных видов мышления через деятельность, моделирующую деятельность научную.
Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ) обладает большим потенциалом.
Химический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения, а; точнее, представлений в отношения и стратегию деятельности.
Именно через эксперимент формируются у школьников универсальные учебные действия личностно го, познавательного, регуляторного и коммуникативного характера.
До недавнего времени роль учебного химического эксперимента была очевидна и не оспаривалась. Однако за последние двадцать лет произошли следующие принципиальные изменения: стали доступны видеозаписи экспериментов и компьютерные программы, имитирующие эксперименты; усилилась озабоченность проблемами безопасности школьников, что выливается в попытки оградить их вообще от любого риска [2], сократилось количество часов на преподавание предмета. Поэтому в работе истинно творчески работающих учителей химии стали преобладать лабораторные работы виртуального характера. Реальный и виртуальный эксперимент должны взаимно дополнять друг друга. Виртуальный химический эксперимент возможен в случаях работы с ядовитыми реактивами [10]. Современные уроки химии должны быть наполнены реальным химическим экспериментом, должна быть увеличена доля лабораторных работ исследовательского характера, иначе теряется мотивационная и исследовательская составляющие научной основы предмета.
Другой стороной организации химического эксперимента является его направленность: просто учебный эксперимент не является мотивационным образовательным событием, не убежденные в его необходимости и жизненности, учащиеся с небольшим энтузиазмом и вниманием его выполняют, не уделяя ему должного внимания - вот вам и нарушения техники безопасности. Если же эксперимент носит социальный, чаще всего, экологический характер и является частью разрабатываемого проекта, учащиеся готовы проводить его в любое свободное время с огромным энтузиазмом.
Одним из наиболее трудных для учащихся видов деятельности являются практические работы, в плане их оформления, умения на основе эффекта реакции правильно сделать вывод. Традиционным в данном виде работы считаются инструкции учебника, которые на мой взгляд, ограничивают самостоятельность учащихся, т.к. содержание работ предполагает в основном исполнительскую деятельность.
Так, например, выглядит практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли» в традиционном виде:
Тип урока - применение знаний на практике.
Цель:
-выделить поваренную соль из смеси, используя различные способы разделения однородных и неоднородных смесей,
-развивать навыки работы с веществами и с химическим оборудованием,
-уметь применять теоретические знания для объяснения наблюдаемых явлений.
Оборудование: Штатив, спиртовка, спички, пробирка, асбестовая сетка, штатив для пробирок, воронка, фильтр, выпаривательная чашка, тигельные щипцы, стеклянная палочка, загрязненная соль, вода.
Ход урока:
Организационный момент.
Какие смеси называют однородными? Неоднородными?
Какие способы разделения могут быть использованы для разделения неоднородных смесей? Однородных?
Актуализация знаний.
О распространение, значении и применении поваренной соли.
Постановка цели и задач.
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься в ходе практической работы? (Постановка темы, целей урока учениками)
Я предлагаю выступить вам технологами. о прежде повторим технику безопасности.
Инструкция по технике безопасности:(фронтальный опрос)
- Правила работы со спиртовкой?
- Как правильно выполнить фильтрование?
- Как правильно выполнить выпаривание?
-Правила работы со стеклянной посудой?
Ознакомление с ходом работы
1)В стакан с загрязненной солью добавляем воду на ½ его высоты.
2)Размешиваем осторожно стеклянной палочкой содержимое.
3)Наливаем фильтруемую жидкость на фильтр по стеклянной палочке, направив ее нижний конец к стенке воронки, а не в середину фильтра, чтобы не прорвать его.
4)Вылейте фильтрат (очищенный раствор соли) в фарфоровую выпаривательную чашку на 1/3 его объема.
5)Поставьте чашку на кольцо штатива.
6)Зажгите спиртовку. Нагревайте фильтрат, помешивая, до начала образования кристаллов соли.
7)Оформите отчет о проделанной работе по предложенному плану.
Оформление отчета о проделанной работе в рабочей тетради
Инструкционная карта
Что делали
Что наблюдали
Выводы
Подведение итогов урока
Эту работу учащиеся выполняют с большим интересом, так как это одна из первых практических, но все их действия можно сказать механические, строго по инструкции. Действительно, ряд экспериментов надо выполнять строго по инструкции, в строгом количественном соотношении, иначе не получишь нужного результата. Иногда даже порядок добавления реактивов нельзя менять. Но эта работа не связана с химическими процессами, поэтому её полностью можно доверить учащимся.
Уже 3 года, эту практическую работу провожу так: во-первых, этот урок ставлю первым в теме "Чистые вещества и смеси"; во-вторых, даю полную свободу действиям учащихся.
Тип урока (на основе типологии уроков А.К. Дусавицкого) - решение учебно-познавательной задачи
Цель – формирование нового способа действия
Задачи - проверить правильность выбранного способа действия при решении типовых задач; откорректировать частную модель понятия.
Планируемый результат – учащиеся самостоятельно выполняют типовые задания, применяя новый способ действия, осуществляют самопроверку, оценивают собственные возможности при решении задач нового типа, осознают и устраняют возникшие затруднения при решении типовых заданий, формируется новый способ действия, корректируется модель понятия.
1. Проектирование учебной ситуации:
- подбор дидактического материала;
- устройство зоны затруднения;
- определение формы работы;
- определение способа организации учебной деятельности.
Планируемые результаты:
определена зоны затруднения;
формируются соответствующие УУД:
- выдвижение гипотез, определение последовательности действий, формирование навыка сотрудничества
Способ организации: коллективно-распределенная деятельность (работа в группах, парах).
Не смотря на то, что работаю по учебнику Кузнецовой Н.Е., часто, для постановки учебной задачи, использую задания из учебника Габриеляна О.С.
Урок , после организационного момента, начинаю с такого задания: "Существует поверье (примета) "если просыпать соль, то вскоре люди поссорятся". Как вы думаете откуда пошло это поверье?". Учащиеся высказывают массу вариантов, но всегда найдутся учащиеся, которые из курса истории вспомнят, что когда-то соль была на вес золота. Здесь можно выслушать примеры из уроков истории учащихся, можно добавить свои.
2. Планирование рефлексивной деятельности учащихся для формирования научного понятия:
- подбор дидактического материала для создания зоны апробации;
- определение формы работы;
- определение способа организации учебной деятельности.
Планируемые результаты:
создана зона апробации; формирование нового учебного действия через систему проб и ошибок;
формируются УУД:
- рефлексия способов и условий действия.
Способ организации: коллективно-распределенная деятельность (работа в группах, парах).
Далее, объявляю тему урока, учащимся предлагаю разделиться на группы (обычно объединяю по 2 парты) и обсудить вопрос " Представьте, что вы живете во времена, когда соль была очень дорогой. И случилось так, что вы просыпали соль и она стала грязной. Как избежать ссоры? Как вновь получить чистую соль?"
Раздаю каждой группе смесь поваренной соли и песка, работу предлагаю осуществлять по плану:
- придумать план действий.
- если вам понадобится оборудование, то вы его можете выбрать на столе.
- в итоге каждая группа должна представить классу - чистую соль.
В тот момент урока, когда каждая группа выбрала оборудование, прошу обратить внимание : "С каким оборудованием надо работать предельно внимательно и осторожно?" Повторяем правила работы со спиртовкой.
3. Выявление закономерностей и первичное ознакомление с понятием:
- подбор дидактического материала для проведения логических операций по выявлению закономерностей
Планируемые результаты:
частное моделирование понятия (собственная интерпретация полученной в ходе исследования информации);
формируются УУД:
- подведение под понятие;
- действия, связанные с логическими операциями (сравнение, анализ, установление родо-видовых признаков);
По окончанию работы каждая группа должна отчитаться по плану:
- рассказать свой план действий
- каким оборудованием пользовались
- получился ли результат
- что бы вы изменили в своих действиях?
- если результат не получился, в чем как вы думаете причина?
Конечно же учащиеся ограничены во времени, даю им 20 минут. Результат - чистую поваренную соль, получают не все. Но это не страшно, главное в отчете учащиеся находят причины, почему не получилось и как надо было сделать. В основном причины 2: чаще всего слишком много фильтрата выпаривали и не хватило время, реже не правильно сложили фильтр.
Обязательно, учащиеся сами должны оценить работу группы на уроке.
Выполненная практическая работа конечно же оформляется , но дома как домашнее задание.
В рефлексивной части урока обязательно возвращаемся к учебной задаче. Выясняем сложно ли было добиться результата? Надо ли верить в приметы?
Данный урок направлен на достижение
1)личностных результатов обучения:
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости;
2)метапредметных результатов обучения:
а)познавательные УУД:
- формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
б) коммуникативные УУД:
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения работать в группе;
- учить приемам представлять результаты деятельности группы
в)регулятивные УУД:
- учить ставить цель и намечать план действий;
- развивать внимание;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3) предметных результатов обучения:
- правила и приемы работы с лабораторным оборудованием;
- знание правил техники безопасности;
- начальное формирование понятий "смесь", "способы разделения смесей"
Практическая и лабораторная работа на уроках химии – это уникальная возможность развития в мышлении школьника способностей к анализу, синтезу, конкретизации, обобщению и систематизации нового учебного материала и, как следствие, формирования в сознании субъекта учебно-познавательной деятельности осмысленной им стройной конструкции химической картины мира.
Современный учитель всегда учитывает опыт прошлых лет, делает подбор и анализ познавательных и творческих задач, по-новому конструирует практическую работу, анализирует свою работу и работу коллег, грамотно сочетает химический эксперимент с современными педагогическими технологиями. Такой деятельностный подход в обучении химии позволяет повышать интерес к исследовательской деятельности учащихся и к предмету в целом.
|