|
«Взаимодействие с родителями по вопросам подготовки детей с ОВЗ к обучению в школе»
Янченко Н.И., ЗДУВР МБОУ СОШ №11
Эффективность и перспективы решения вопроса по организации подготовки детей с ОВЗ к переходу в школьное сообщество предполагает тесное взаимодействие между специалистами дошкольных учреждений, педагогами школ и родителями будущих первоклассников.
Система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для - более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Таким образом, необходима помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении будущих первоклассников.
Можно выделить неблагоприятные факторы, влияющие на готовность ребенка к школе: это функциональная неготовность к обучению в школе, конфликтные ситуации в семье, неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослыми, недостаточное развитие навыков общения, и способности взаимодействовать с детьми.
Среди многих проблем, стоящих перед нашим обществом, в настоящее время появилась острая необходимость в обучении родителей правильным способам взаимодействия с детьми, умению распознавать собственные потребности и потребности ребёнка, учитывать возрастные особенности ребёнка, понимать причины и последствия его поступков, научиться оказывать психологическую поддержку и овладеть приёмами эффективного взаимодействия. Родители, которые стремятся участвовать в развитии и обучении своих детей могут добиться результатов только в том случае, если им удаётся установить хорошие отношения со своим ребёнком.
Вопрос организации педагогического сопровождения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в аспекте предшкольной подготовки в последнее время является одним из приоритетных в системе образования.
Решить эту проблему помогает группа по подготовке детей к школьному обучению “Субботняя школа». Целью занятий является повышение психологической и педагогической грамотности родителей и повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.
Созданная в нашем учреждении система по предшкольной подготовке воспитанников, позволяет обеспечить «особому» выпускнику стартовые возможности при поступлении в школу. Иметь навык общения, элементарные представления об окружающем мире, набор качеств, которые необходимы в школе, такие, например, как соблюдение правил, проявление настойчивости и многие другие.
В течение учебного года для родителей выпускников - будущих первоклассников проводились занятия, организованные в режиме «Педагог-родитель-ребёнок». Родители, став непосредственными участниками образовательной деятельности, имели возможность оценить уровень предшкольной подготовки детей, повысить свою компетентность в вопросах воспитания, обучения и коррекции.
Мы, считаем, что групповые занятия- наиболее удачная форма работы с детьми с ограниченными возможностями. Детско-родительские занятия создают условия для того, чтобы родители могли увидеть индивидуальные особенности детей, выбрать наиболее подходящую для ребёнка тактику своего поведения в общении с ним.
Дети с ограниченными возможностями требуют особого подхода и особых форм работы с ними. Двигательная расторможенность у них часто соседствует с повышенной утомляемостью, истощённостью. У таких детей нередко бывают головные боли, плохое настроение, рассеянное внимание. Они устают от длительной нагрузки. Сказывается и неправильное воспитание (гиперопека), ограничение деятельности общения, связанные с двигательной и речевой недостаточностью. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на замечания, чутко подмечают изменения настроения окружающих, нередко у них возникают страхи.
Наша задача – научить родителей помогать детям преодолевать эти трудности, стать самостоятельными и более уверенными в себе. Кроме того, детско-родительские занятия способствуют укреплению эмоционального контакта между родителем и ребёнком. Детям нравится, что мама не просто присутствует на занятии, а является участником. Дети и взрослые становятся на время друзьями, товарищами по играм.
Программа “ Субботняя школа” рассчитана на психологическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению. Проведя первую диагностику уровня развития, даются индивидуальные рекомендации родителям по развитию конкретного ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика детей даёт возможность прогнозировать их развитие. Для этого мы используем следующие методики: “Графический диктант”, Д.Б Эльконина; “Упражнения “Образец и правило” А.Л. Венгера, “Рисунок человека” Ф.Гудепафа; “Моя семья”, “Несуществующее животное”,
В программе используются методы и приёмы:
1. Психофизические упражнения, игровая терапия, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
2. Подвижные ролевые игры развивающие “комплекс произвольности”, которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих.
3. Проективные методики и упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления, способности к воссозданию мысленных образов, увеличение объёма внимания, приёмов самоконтроля.
4. Сказкотерапия, психокоррекционные упражнения для работы отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
Включаем в занятия элементы пантомимы и психогимнастики, что даёт возможность раскрыть творческий потенциал ребёнка, сделать его более раскованным, пластичным, уверенным в себе.
Нашей задачей является донести до родителей значение развивающих игр. Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребёнка и помочь овладеть ему новой информацией, нужно превратить обучение в игру; не забывать хвалить ребёнка.
Участие родителей на занятиях дают возможность им понаблюдать за адаптацией ребёнка к новому социальному статусу, а так же усвоить формы занятий, игр, упражнений, готовящих детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Главной проблемой, с которой мы столкнулись - недостаток образовательного уровня и психологической грамотности родителей. В сложившейся ситуации наиболее рациональной и реальной формой работы является создание клуба для родителей «Родительское счастье».
Одним из важных преимуществ работы клуба, является использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения. Психологические знания, полученные в этом клубе, помогают родителям понять особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах.
В основе этой работы лежит знакомство родителей с проблемами детей, путями их преодоления, с социальным и медицинским взглядом на проблемы детей, средствами реабилитации. Это дает возможность переориентировать семью на уровень преодоления проблем в развитии ребенка, что сделает жизнь ребенка более полноценной. Родители хорошо освоили тренинговые упражнения: «Составь психологический портрет ребенка раннего возраста», «Вычерти профиль своего ребенка» и т.д; всегда с интересом участвовали в играх, вместе со своими детьми.
Подготовка детей к школе – задача всех взрослых, окружающих ребёнка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги объединили свои усилия, направленные на воспитание и обучение будущего школьника. В работе с родителями и детьми придерживаемся таких рекомендаций:
Видеть в каждом ребёнке уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё.
Помогать детям стать более уверенными в себе.
Доставлять ребёнку радость общения, радость совместного познания, труда, игры.
В общении с детьми чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он умный, красивый, помощник и т.д., а просто за то, что он есть.
А закончить свое сообщение хочется словами замечательного педагога и психолога Шалвы Александровича Амонашвили:
“Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.
|