|
«Нетрадиционные формы работы с родителями
в условиях реализации ФГОС ДО»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш».
/Василий Александрович Сухомлинский/
Подготовила:
воспитатель МБДОУ №50
Шарапова Татьяна Анатольевна
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. А с помощью новых форм сотрудничества, удаётся разнообразить жизнь детей в ДОУ, а также способствовать раскрытию творческого потенциала семей.
Действительно, без активного участия родителей в жизни детского сада невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развитие детей. Поэтому работа по вовлечению родителей в жизни группы и детского сада занимает важное место.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в участии в жизни группы и ДОУ, позволяет более качественно организовать процесс всестороннего развития, обучения и воспитания дошкольников.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные.
В приемной группы находится «Ларец вопросов, пожеланий и предложений»
куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной форме. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично.
Большое значение придаю организации выставок семейного творчества.Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени. При этом речь идет не о количестве а, о качестве этого времени. Бывает так, что час совместной деятельности останется в памяти ребенка навсегда. Сколько радости было в глазах детей при оформлении в группе выставок совместного творчества: смотр- конкурс «Новогодний уголок», «Пасхальная ярмарка», тематическая выставка «Моя мама- мастерица» посвящённый ко дню матери, конкурс «Календарь спортивных событий».
Созданы стенгазеты: «Мама, папа, я спортивная семья», «Моя мама самая, самая» и др.
Одним из приемов организации наблюдений на прогулке и развития наблюдательности является игра в НАХОДИЛКИ. Находилки-игровые задания, которые знакомят детей с окружающим миром, развивают внимание и зрительную память. Родители вместе с детьми выпустили разные творческие альбомы на темы «Мой город вчера и сегодня», «Летние находилки» и др. Дети в группе еще раз рассматривают, что увидели на прогулке, вспоминают, как произошло, рассуждают на эту тему, рассказывают еще раз.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Мною организованы несколько проектов, которые вызвали большую заинтересованность не только у детей, но и у родителей: «Мамочка моя», «Мой край», «Буккроссинг как приобщение дошкольников к чтению детской литературы при сотрудничестве семьи и ДОУ», детские проекты.
В рамках фестиваля детских проектов «Я- исследователь» получен социально значимый результат:
развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей через проектную деятельность.Активное участие приняли родители и дети моей группы с проектами: «Танцы», «Дед Мороз», «Море», «Семь цветов неба».
На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге. Пропаганду чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения выполняет проект в ДОУ: «Буккроссинг как приобщение дошкольников к чтению детской литературы при сотрудничестве семьи и ДОУ», который находится еще только в начале своего пути. Главный принцип процесса Буккроссинг: «Прочитал сам - передай другому». Предполагаемый результат - сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой; - активное вовлечение в движение буккроссинг в детском в саду в целом.
Квест-игра, в которой задействуются одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество была организована и проведена в ДОУ в день открытых дверей. Родители ДОУ отправились в путешествие за цеветиком-семицветиком, где приходилось решать головоломки, преодолевать разные препятствия через разные формы организации образовательной деятельности: мастер-класс «Подкова из соленого теста», игра «Бильбокс своими руками», музыкальная гостиная «Веселые музыканты», флэш-моб с участием подготовительных групп, интеллектуальная игра «Умники и умницы» и т.д.
Квест - игра на тему «Государственная символика РФ » показала знания и умения родителей и детей.
Для народного единства в нашем ДОУ прошел фестиваль «Хоровод дружбы». Родители и дети представили дефиле народного костюма. Представилась возможность окунаться в культуру разных народов (буряты, русские, киргизы), познакомиться с их музыкальным и танцевальным искусством.
Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что какие бы формы работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада важно и необходимо.
Работа по внедрению современных форм взаимодействия с родителями в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но я уже вижу результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родителям, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом родителей и педагогов ДОУ.
|