Антитеррор безопастность
Аттестация руководящего состава
Безопасность дорожного движения
Безопасность жизнедеятельности
Борьба с коррупцией
Ваш ребенок идет в детский сад
Ваш ребёнок идёт в школу
Взаимообучение городов
Всероссийская олимпиада школьников
ГИА
Городское школьное научное общество «Новаторы»
Государственно-общественное управление
Инновационная деятельность
Информатизация
Информационная безопасность
Информация о наличии вакансий педагогических работников
Коллегия
МАУ «ГНМЦ»
Молодые педагоги
МО «Педагогический поиск»
Муниципальная августовская педагогическая конференция - 2021
Мы в соцсетях
Навигатор дополнительного образования
Независимая оценка качества условий образовательной деятельности
Новости
Общественный совет
Один день жизни в детском саду
Опека и попечительство
Организация отдыха, оздоровления и временной занятости несовершеннолетних
Персонифицированное финансирование дополнительного образования. Предоставление грантов в форме субсидий
Питание
Планы работы
Подвоз обучающихся образовательных организаций
Полезные ссылки
Пост №1
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактика заболеваний
Профориентация
Профсоюз
Родительское собрание
Российское движение школьников
Санитарные нормы и правила
Система оценки управления качеством образования г. Чита
СМИ о нас
Совет молодёжи
Форум
Фото/Видео
ЧГДОО «Родничок»
Читинское образование в лицах
Шаг в будущее
Комитет образования администрации
городского округа «Город Чита»
Версия для слабовидящих
§ ГЛАВНАЯ § ИНФОРМАЦИЯ О КОМИТЕТЕ § ДОКУМЕНТЫ § ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ § Е-УСЛУГИ § ГОСУСЛУГИ § ФОТО/ВИДЕО
Клепикова Н.В. – педагог-логопед высшей категории. МБДОУ № 85

Условия образования и развития детей в коррекционной работе.

Два года тому назад была составлена программа "Непоседа-грамотейка". Программа расчитана на один год обучения. Основная идея программы - оздоровление старших дошкольников с ФФНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте за счёт максимально задействованной двигательной активности.

Основополагающей технологией является алгоритм использования "умных движений", которые позволяют эффективно усваивать знания по русскому языку в практической деятельности. Учитывая деятельностный подход, я включаю игры и игровые упражнения по различным разделам: для развития фонематического восприятия, звуко-слогового анализа слов, правильного произношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, обучению чтению, практическому осознанию элементов речи.

Насыщенность занятий движениями не только позволила детям не уставать, быть в "своей стихии", но и улучшила усвоение материала занятий благодаря частому использованию двигательного чувства, положительному эмоциональному восприятию.

Например, в игре по развитию фонематического восприятия "Камень-вата" дети приседают и обхватывают руками колени, изображая "камень", если услышат в слове заданный согласный твердый звук. Либо поднимают округлые руки над головой, изображая "вату", когда слышат заданный согласный мягкий звук.

Примеры игр по работе над звуко-слоговым анализом слова:

© "Дорожки". Держа в руках картинку, дети прыгают по дорожке, состоящую из одной, двух, трёх и четырёх частей, проговаривая слово по слогам. Количество частей дорожки соответствует количеству слогов названия картинки.

 © "Загадка слова".

"Ничего вам не скажу,

Лишь руками покажу."

Дети отгадывают по беззвучной артикуляции и движениям рук слово, звук за звуком.

© "Дирижёр": дети изображают движениями слоговую структуру слова. Ударный слог - энергичное движение руки сверху вниз. Безударный слог - плавное движение руки по горизонтальной линии. После игры записывается слоговая схема слова в виде вертикальной и горизонтальных линий:   - I -

"Звукоулавливатель": дети загибают пальчики на руках, последовательно проговаривая звуки в слове. 

Элементы фонетической ритмики: дети последовательно изображают каждый звук, моделируя всё слово.

Примеры игр по работе над лексико-грамматическим строем речи.

"Словоулавливатели": загибая пальчики, дети подсчитывают количество слов в предложении.

"Предложенияулавливатели": загибая пальчики, дети подсчитывают количество предложений в тексте.

"Дерево родственных слов". Дети подбирают родственные слова и размещают листочки с напечатанными словами или картинками на "чудо-дерево".

Некоторые игры по обучению чтению:

"Читай и выполняй".

Глядя на схему, дети выполняют движения и читают слоги.



2 ТА   



3 ПА

 

            

                               

Данный рисунок означает, что дети должны сделать два шага вправо и одновременно сказать слог ТА, затем дети делают приставные шаги влево и произносят вместе с движением слог ПА. Таким же образом можно делать прыжки и приседания, хлопки руками и повороты, одновременно прочитывая слоги, соответствующие теме занятия.

© Игра "Таинственный сад". Дети ощупывают буквы, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги двумя руками, просовывая их через прорези по бокам коробки. Запоминание образа буквы происходит с использованием тактильного восприятия.

Примеры игр, направленных на практическое осознание элементов речи.

© Игра "Предложение, слово, слог, звук".

Логопед произносит разные речевые единицы, а дети реагируют на услышанное движениями рук. "Предложение" - дети разводят руки в стороны.

"Слово" - показ ладони. Если слово начинается с заглавной буквы, то поднимается большой палец. "Слог" - показ указательного и среднего пальцев, сложенных вместе. "Звук" - показ указательного пальца.

При правильной организации программные игры и упражнения развивают в детях самостоятельность, инициативу и творчество. Объединяясь в пары, команды или микро-группы, дети договариваются между собой, помогают друг другу. В процессе этой деятельности развиваются коммуникативные способности дошкольников, развивается эмпатия и толерантность.

В рамках занятий всю программу движений выполнить сложно, поэтому в помощь приглашаю воспитателей логогрупп, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и родителей.

 Воспитатели во время прогулок и во время проведения логочаса закрепляют в играх и упражнениях материал занятий. Для развития речевого общения были разработаны 32 игры малой подвижности по лексическим темам года.

Родители на встречах в "Логопедической гостиной", мастер-классах знакомятся с играми, упражнениями. Например, комплексы кинезиологических упражнений в полной мере во время занятий не отработать, а в домашних условиях это сделать удобнее. Некоторые из таких упражнений на своих занятиях проводит инструктор по физическому воспитанию. Музыкальный руководитель помогает осваивать упражнения биоэнергопластики, движения логоритмики и фонетической ритмики.

И, конечно же, в современном мире мы уже не можем обойтись без ИКТ. Применяя на занятиях компьютер, телевизор мы делаем занятия еще более интересными для современных дошколят. Часто пользуемся играми с сайта "Мерсибо" в онлайн режиме и с дисков. Чтобы создать свои игровые презентации делаем снимки экрана. Тогда на занятии игры проводятся в различных комбинациях, в нужном темпе и со своим озвучиванием. Беря в руки компьютерную мышку, дети делают свой выбор в игре, кликая по картинке.

Как свидетельствуют учителя начальных классов, наши выпускники хорошо подготовлены к школе. В конце обучения в логопедической группе дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия "звук", "твердый звук", "мягкий звук", "глухой звук", "звонкий звук", "слог", "предложение" на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания;
  • свободно общаться, взаимодействовать в парах, в группах.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что благодаря насыщенности занятий практическими действиями, развивающими интеллектуальные и личностные качества детей, а также поддержке коррекционного процесса по программе «Непоседа-грамотейка» педагогами и родителями, к концу дошкольного периода можно сформировать у старших дошкольников с ФФНР готовность к обучению грамоте, укрепить их психическое и физическое здоровье.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Новые документы

Важные события

Фото

                 
Мы в ВКонтакте Мы в Одноклассниках Добавить на Яндекс RSS Telegram RUTUBE
По всем вопросам и предложениям по работе сайта пишите разработчику сайта
При использовании материалов в любых видах СМИ, сайтах и .т.п., ссылка на наш сайт обязательна, гиперссылка приветствуется.
Вход
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

^