|
Клепикова Н.В. – педагог-логопед высшей категории. МБДОУ № 85
Условия образования и развития детей в коррекционной работе.
Два года тому назад была составлена программа "Непоседа-грамотейка". Программа расчитана на один год обучения. Основная идея программы - оздоровление старших дошкольников с ФФНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте за счёт максимально задействованной двигательной активности.
Основополагающей технологией является алгоритм использования "умных движений", которые позволяют эффективно усваивать знания по русскому языку в практической деятельности. Учитывая деятельностный подход, я включаю игры и игровые упражнения по различным разделам: для развития фонематического восприятия, звуко-слогового анализа слов, правильного произношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, обучению чтению, практическому осознанию элементов речи.
Насыщенность занятий движениями не только позволила детям не уставать, быть в "своей стихии", но и улучшила усвоение материала занятий благодаря частому использованию двигательного чувства, положительному эмоциональному восприятию.
Например, в игре по развитию фонематического восприятия "Камень-вата" дети приседают и обхватывают руками колени, изображая "камень", если услышат в слове заданный согласный твердый звук. Либо поднимают округлые руки над головой, изображая "вату", когда слышат заданный согласный мягкий звук.
Примеры игр по работе над звуко-слоговым анализом слова:
© "Дорожки". Держа в руках картинку, дети прыгают по дорожке, состоящую из одной, двух, трёх и четырёх частей, проговаривая слово по слогам. Количество частей дорожки соответствует количеству слогов названия картинки.
© "Загадка слова".
"Ничего вам не скажу,
Лишь руками покажу."
Дети отгадывают по беззвучной артикуляции и движениям рук слово, звук за звуком.
© "Дирижёр": дети изображают движениями слоговую структуру слова. Ударный слог - энергичное движение руки сверху вниз. Безударный слог - плавное движение руки по горизонтальной линии. После игры записывается слоговая схема слова в виде вертикальной и горизонтальных линий: - I -
"Звукоулавливатель": дети загибают пальчики на руках, последовательно проговаривая звуки в слове.
Элементы фонетической ритмики: дети последовательно изображают каждый звук, моделируя всё слово.
Примеры игр по работе над лексико-грамматическим строем речи.
"Словоулавливатели": загибая пальчики, дети подсчитывают количество слов в предложении.
"Предложенияулавливатели": загибая пальчики, дети подсчитывают количество предложений в тексте.
"Дерево родственных слов". Дети подбирают родственные слова и размещают листочки с напечатанными словами или картинками на "чудо-дерево".
Некоторые игры по обучению чтению:
"Читай и выполняй".
Глядя на схему, дети выполняют движения и читают слоги.

2 ТА |

3 ПА |
Данный рисунок означает, что дети должны сделать два шага вправо и одновременно сказать слог ТА, затем дети делают приставные шаги влево и произносят вместе с движением слог ПА. Таким же образом можно делать прыжки и приседания, хлопки руками и повороты, одновременно прочитывая слоги, соответствующие теме занятия.
© Игра "Таинственный сад". Дети ощупывают буквы, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги двумя руками, просовывая их через прорези по бокам коробки. Запоминание образа буквы происходит с использованием тактильного восприятия.
Примеры игр, направленных на практическое осознание элементов речи.
© Игра "Предложение, слово, слог, звук".
Логопед произносит разные речевые единицы, а дети реагируют на услышанное движениями рук. "Предложение" - дети разводят руки в стороны.
"Слово" - показ ладони. Если слово начинается с заглавной буквы, то поднимается большой палец. "Слог" - показ указательного и среднего пальцев, сложенных вместе. "Звук" - показ указательного пальца.
При правильной организации программные игры и упражнения развивают в детях самостоятельность, инициативу и творчество. Объединяясь в пары, команды или микро-группы, дети договариваются между собой, помогают друг другу. В процессе этой деятельности развиваются коммуникативные способности дошкольников, развивается эмпатия и толерантность.
В рамках занятий всю программу движений выполнить сложно, поэтому в помощь приглашаю воспитателей логогрупп, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и родителей.
Воспитатели во время прогулок и во время проведения логочаса закрепляют в играх и упражнениях материал занятий. Для развития речевого общения были разработаны 32 игры малой подвижности по лексическим темам года.
Родители на встречах в "Логопедической гостиной", мастер-классах знакомятся с играми, упражнениями. Например, комплексы кинезиологических упражнений в полной мере во время занятий не отработать, а в домашних условиях это сделать удобнее. Некоторые из таких упражнений на своих занятиях проводит инструктор по физическому воспитанию. Музыкальный руководитель помогает осваивать упражнения биоэнергопластики, движения логоритмики и фонетической ритмики.
И, конечно же, в современном мире мы уже не можем обойтись без ИКТ. Применяя на занятиях компьютер, телевизор мы делаем занятия еще более интересными для современных дошколят. Часто пользуемся играми с сайта "Мерсибо" в онлайн режиме и с дисков. Чтобы создать свои игровые презентации делаем снимки экрана. Тогда на занятии игры проводятся в различных комбинациях, в нужном темпе и со своим озвучиванием. Беря в руки компьютерную мышку, дети делают свой выбор в игре, кликая по картинке.
Как свидетельствуют учителя начальных классов, наши выпускники хорошо подготовлены к школе. В конце обучения в логопедической группе дети умеют:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- различать понятия "звук", "твердый звук", "мягкий звук", "глухой звук", "звонкий звук", "слог", "предложение" на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания;
- свободно общаться, взаимодействовать в парах, в группах.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что благодаря насыщенности занятий практическими действиями, развивающими интеллектуальные и личностные качества детей, а также поддержке коррекционного процесса по программе «Непоседа-грамотейка» педагогами и родителями, к концу дошкольного периода можно сформировать у старших дошкольников с ФФНР готовность к обучению грамоте, укрепить их психическое и физическое здоровье.
|