Протокол собеседования с руководителями ОО при председателе комитета образования.
Даты проведения собеседования: 08-10.11.2021 года (по индивидуальному графику).
Участники собеседования: руководство комитета образования, специалисты отдела развития муниципальной системы образования и координации деятельности общеобразовательных организаций, директора (исполняющие обязанности директоров) МБОУ «СОШ №№: 13, 16, 29, 7, 20, 34, 32, 36, 40, 23, 24, 48, 51, 52, ГЦО, 6, 15, 17».
Тема собеседования: «Актуальные проблемы подготовки выпускников 9-х и 11-х классов к ГИА и пути их решения».
Цель собеседования: совместное обсуждение и выявление проблем, связанных с подготовкой обучающихся к ГИА, в школах, показавших низкие результаты по итогам ГИА 2021, определение путей решения проблем, возможностей оказания адресной помощи руководителям ОО, мер по повышению качества образования.
Вопросы собеседования:
- Нормативно-правовая база на уровне ОО (комментарии к основным документам);
- Информационное обеспечение (использования ресурсов официального сайта ОО, состояние и наполнение стендов, организация инструктивно-разъяснительной работы);
- Проблемы, которые обозначает школа (на основе результатов ВСОКО, результатов НСОКО и других источников);
- Консультативно-методическая помощь обучающимся и педагогом, работающим в выпускных классах;
- Работа с детьми «группы риска» (количество детей указанной категории, формы работы с ними);
- Психолого-педагогическое сопровождение ГИА (основные мероприятия, комментарии по использованию результатов деятельности педагога-психолога учителями);
- Какие управленческие решения по улучшению качества подготовки к ГИА приняты (запланированные мероприятия, средства, возможные риски и т.п.)
- Используемые ресурсы (кадровые, материально-технические, методические и т.п.)
Основные выводы по итогам собеседования:
Отмечена положительная практика работы всех ОО в части:
- создания нормативно-правовой базы, регламентирующей подготовку обучающихся к ГИА на уровне ОО (составлены «дорожные карты», планы информационно-разъяснительной работы, разработаны соответствующие локальные акты, определены лица, ответственные за подготовку к ГИА и внесение данных в РИС ГИА 9,11);
- наличия и оформления тематических информационных стендов, учебных кабинетов, формирования банка методических пособий, справочных и инструктивных материалов по подготовке к ГИА для обучающихся и их родителей;
- создания соответствующих разделов на сайтах ОО, однако, в ряде школ (13, 16, 20, 32, 34, 36, 40, 51, 17) отсутствует системный контроль со стороны администрации по своевременному их наполнению, размещению актуальной информации;
- выстраивания системы информирования родителей (законных представителей) о ходе подготовке обучающихся к ГИА через группы в мессенджерах Vibir, WhatsApp, Telegram, официальные аккаунты в социальных сетях ВКонтакте, Инстаграм, организацию родительских собраний, семинаров по вопросам психолого-педагогического сопровождения участников ГИА;
- проведения инструктажей с обучающимися 9 –х и 11-х классов о Порядке проведения ГИА, правилах поведения участников в ППЭ;
- организации участия в пробных экзаменах на уровне ОО, по линии КЦОКО, ФЦТ (отработка процедуры проведения экзамена, оформления сопроводительной информации, упаковка КИМов и др.)
- организации дистанционного обучения лиц, привлекаемых к процедуре проведения ГИА на уровне ФЦТ, КЦОКО;
- проведение анализа результатов ГИА, определение комплекса мер по повышению качества подготовки выпускников в рамках работы школьных методических объединений учителей-предметников, административных совещаний руководителей ОО.
В ходе собеседования отмечен положительный опыт ОО, направленный на совершенствование системы работы по подготовке к ГИА. Так, например:
- в МБОУ «СОШ № 7» по итогам проведения входных тренировочных экзаменов выявлены «западающие темы» у каждого девятиклассника, в соответствии с универсальными кодификаторами распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования составлены индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся «группы риска»;
- в МБОУ «СОШ № 32» решение проблемы, связанной с недостаточным знанием русского языка граждан, прибывших из стран ближнего зарубежья, спланировано путём создания условий для эффективной адаптации и интеграции детей мигрантов в учреждении (оказание помощи в освоении русского языка, вовлечение в воспитательные мероприятия, культурно-досуговую деятельность). Планируется открытие дополнительной платной образовательной услуги – курсов по изучению русского языка;
- в МБОУ «СОШ № 24» в помощь учителю по каждому предмету для педагогов создан шаблон по подготовке к ГИА– «Навигатор ЕГЭ и ОГЭ», разработаны инструкции и адресные рекомендации;
- в МБОУ «СОШ № 40» с целью повышения ответственности обучающихся введена система наставничества «ученик-ученик», с целью оказания адресной помощи, ликвидации пробелов в знаниях - «учитель-ученик»;
- в МБОУ «СОШ № 48» формирование временных творческих групп учителей-предметников, работающих в 9 и 11 классах;
- в МБОУ «СОШ № 52» с целью оптимизации документооборота сформирована система формирования отчётов и мониторингов с использованием возможностей АИС «Сетевой город. Образование», изучаются и анализируются возможности новых бесплатных образовательных онлайн-платформ.
По итогам собеседования выделены общие объективные причины, напрямую влияющие на качество образования в школах, к ним относятся:
- острая нехватка педагогических кадров, высокая загруженность учителей математики и физики, частая смена учителей;
- безответственное отношение родителей, отсутствие контроля успеваемости детей с их стороны;
- большое количество детей мигрантов из ближнего зарубежья, плохо владеющих русским языком;
- последствия длительного периода дистанционного обучения в 2020-2021 годах в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
По итогам собеседования и ранее проведённых проверок специалистами КО выявлены причины низких результатов ГИА, напрямую связанные с неэффективным управлением образовательным процессом в ряде ОО:
- управленческие решения педагогических советов по итогам ГИА, анализ итогов ГИА, проводимый на уровне методических объединениях учителей, носят формальный характер: формулируются абстрактно, не указываются сроки, не назначаются лица, ответственные за их выполнение. Цели и задачи сформулированы пространно – не ориентированы на выявление и решение проблем. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности принятия и качестве выполнения данных решений (СОШ № 13, 16, 17, 20, 23, 32);
- неэффективная организация внутришкольного контроля (низкая активность посещения уроков, проводимых педагогами выпускных классов, со стороны администраций ОО, формальное составление справок по итогам контроля, отсутствие адресных рекомендаций, системной работы с учителями: СОШ № 13, 16, 17, 20, 23, 32);
- отсутствие преемственности между начальной и основной школой не только на уровне содержания образования, но и на уровне психолого-педагогического и методического сопровождения (СОШ № 13, 23);
- во всех ОО проводятся пробные экзамены по ряду предметов, но результаты таких экзаменов в динамике не анализируются. Не отслеживается на административном уровне и динамика результатов диагностических работ выпускников (СОШ № 13, 23);
- отсутствие дифференцированного подхода к обучающимся на всех этапах обучения (СОШ № 13, 20, 23).
Решения по итогам собеседования:
- Руководителям МБОУ «СОШ №№: 13, 16, 29, 7, 20, 34, 32, 36, 40, 23, 24, 48, 51, 52, ГЦО, 6, 15, 17» спланировать и реализовать в течение 2021-2022 учебного года комплекс мер по повышение эффективности подготовки к ГИА, в том числе:
- систематизация нормативно-правовой базы, регламентирующей ГИА по образовательным программам основного общего образования – до 26.11.2021 г.
- реализация мероприятий НСОКО, обеспечение качественного и системного внутришкольного контроля - постоянно;
- организация деятельности методических объединений - постоянно;
- осуществление мониторинга знаний учащихся на разных уровнях образования; оперативное выявление и решение проблем системы образования в разрезе предметов, ведение самодиагностики, предоставление родителям (законным представителям) информации о качестве образования их детей, принятие совместных решений в отношении каждого учащегося-постоянно.
- повышение качества психолого-педагогического сопровождения, индивидуальной работы с обучающимися и их родителями - постоянно;
- информирование всех участников образовательного процесса через размещение актуальной информации на стендах, школьном сайте - постоянно.
- Решая проблему преемственности, МБОУ «СОШ № 13» и МБОУ «СОШ № 23» спланировать совместную методическую работу учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене; работу с учащимися и родителями. Обеспечить преемственность между начальной школой и 5-м классом по следующим аспектам: образовательные программы; организация учебного процесса; единые требования к учащимся; структура уроков – до 10.12.21 года.
- Отделу развития муниципальной системы образования и координации деятельности общеобразовательных организаций, МАУ «ГНМЦ»:
- Отделу развития муниципальной системы образования и координации деятельности общеобразовательных организаций, МАУ «ГНМЦ»:
- с целью решения кадровой проблемы в муниципальной системе образования ГО «Город Чита», формирования у учащихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности, готовности к осознанному выбору педагогической профессии разработать и реализовать совместно с ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» дополнительную общеобразовательную программу «Педагогический класс» для обучающихся 8-9 классов – с января 2022 года;
- формировать банк позитивных школьных практик по обеспечению объективного оценивания образовательных результатов обучающихся и реализации мероприятий по повышению качества образования, осуществлять презентацию положительного опыта через совещания, вебинары, консультации, печатание сборников;
- с целью обеспечения повышения качества образования на всех уровнях проводить мониторинг результатов оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) для определения учебных предметов, по которым образовательные организации города показывают низкие результаты;
- провести фронтальную проверку в МБОУ «СОШ № 13» по реализации мероприятий по подготовке к ГИА – декабрь-январь 2021-2022 учебного года.
Секретарь: О.В. Гурьева, главный специалист отдела развития муниципальной системы образования и координации деятельности общеобразовательных организаций.
10.11.2021 года
|