проект
РЕЗОЛЮЦИЯ
августовской педагогической конференции
«Модернизация системы образования г. Чита: от создания условий к эффективному результату»
(27-29 августа 2014 года)
27-29 августа 2014 года состоялась традиционная августовская педагогическая конференция работников образования городского округа «Город Чита». Данная конференция проводилась с целью анализа результатов модернизации муниципальной системы образования, организационно-педагогических условий, состояния и перспектив развития образования с учетом современных социально-экономических тенденций.
В ходе работы конференции прошли заседания 9 секций по актуальным вопросам развития муниципальной системы образования. На секциях представителями педагогических коллективов муниципальных образовательных учреждений был представлен опыт преобразований в сфере дошкольного, общего, дополнительного образования детей, обсуждены проблемы и перспективы модернизации муниципальной системы образования. Состоялось общественно-педагогическое обсуждение следующих вопросов: экономического аспекта образовательной деятельности; профессионального развития менеджера в образовательной среде; итогов государственной аттестации в 2014 году; применения компетентностного и системно-деятельностного подхода в педагогической деятельности; обеспечения права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов; развития системы методического сопровождения образовательного процесса; перспективы развития молодежного педагогического движения.
На пленарном заседании конференции были представлены доклады председателя комитета образования администрации городского округа «Город Чита» О.И. Кирик «Модернизация системы образования г. Чита: от создания условий к эффективному результату», проректора ЗабКИПКРО, директора КЦОКО Л.А.Скидановой «Государственная итоговая аттестация в Забайкальском крае: итоги проведения в 2014 году и перспективы проведения в 2015 году», доцента кафедры экономики ВСГУТУ, председателя правления НП «Межрегиональная ассоциация администраторов образования», к.э.н. Н.Ю. Сандаковой «Развитие финансово-экономических механизмов, ориентированных на качественные результаты в системе образования (муниципальный и школьный уровень)», заместителя министра образования Забайкальского края Н.М.Шибановой, к.п.н. «Эффективная школа как целевой ориентир образовательной политики», декана психолого-педагогического факультета ЗабГУ, члена Общественной Палаты РФ, д.п.н., проф. Т.К.Клименко «Роль образования и современная культурная ситуация в России», директора ГНМЦ Н.Г.Паниной «Система научно-методического сопровождения государственной итоговой аттестации: от условий к эффективному результату».
Участники конференции отмечают, что в прошедшем 2013/2014 учебном году продолжалось динамическое развитие муниципальной системы образования, определенное стратегиями государственной образовательной политики. В качестве ведущей задачи перспективного развития муниципальной системы образования являлось достижение значимых социальных эффектов, ориентированных на позитивную динамику качества образования, обеспеченных устойчивым воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов городского округа «Город Чита». Достигнуты ключевые параметры на 2014 год по доле учащихся, обучающихся по ФГОС, по соотношению результатов по ЕГЭ между 10% лучших и 10% худших школ, по охвату детей дополнительным образованием. Велась работа по повышению заработной платы всех категорий педагогических работников, переходу на принципы «эффективного контракта», по введению профессионального стандарта педагога.
Весомые сдвиги происходили в дошкольном образовании: вводились новые дошкольные образовательные учреждения, идет апробация ФГОС дошкольного образования.
Реализована система мероприятий по воспитательной работе, по работе с одаренными детьми. Осуществлена программа по укреплению инфраструктуры образовательных учреждений: капитальному и текущему ремонту зданий, по приобретению учебного и спортивного оборудования, учебников и учебных пособий, подготовке к новому учебному году. Реализуются проекты «Доступная среда» и «Дневник.ру».
Развивалась инновационная деятельность. Образовательные учреждения, педагоги принимали активное участие во всероссийских, краевых и муниципальных конкурсах, мероприятиях.
Вместе с тем существуют серьезные ограничения и проблемы, которые носят объективный характер.
В дошкольном образовании – сохраняется разрыв между потребностью населения города в местах в дошкольном образовании и возможностями муниципальной сети в их предоставлении. Актуальной проблемой является необходимость подготовки педагогов ДОУ для работы в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
В общем образовании: в условиях роста контингента учащихся, активной миграции населения сохраняются диспропорции в составе сети, распределении контингента учащихся, особенно на уровне среднего общего образования; высокий удельный вес учащихся, обучающихся со второй смены, что требует перспективных решений на региональном и муниципальном уровне по изменению сети образовательных учреждений и др.
В системе воспитания наряду с использованием традиционных массовых форм воспитательной работы остро востребованы формы и методы индивидуальной работы с детьми по решению задач их личностного развития, самореализации.
Сохраняются неблагоприятные изменения структуры педагогического корпуса, снижается инновационная активность младшего и среднего поколения педагогов.
В управлении муниципальными образовательными организациями, муниципальной образовательной системой недостаточно активно используются косвенные инструменты управления: стандарты качества, муниципальные задания, финансово-экономические нормативы, программно-целевые и проектные методы управления, «эффективный контракт», морально-психологические методы управления.
Пристального внимания требуют вопросы практического применения Федерального закона ФЗ-№273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровнях.
Участники традиционной августовской конференции педагогических работников муниципальных образовательных организаций городского округа «Город Чита»
рекомендуют:
1) Комитету образования, администрации муниципальных образовательных учреждений осуществить мероприятия по решению задач и достижению показателей, определенных муниципальным планом действий («Дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности и качества образования» на территории городского округа «Город Чита», утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 19.08.2014г. № 128.
2) Администрации, педагогическим коллективам муниципальных образовательных учреждений продолжить работу по реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: введение ФГОС, совершенствование работы с талантливыми детьми, совершенствование педагогического корпуса, развитие школьной инфраструктуры, здоровье детей, развитие самостоятельности и ответственности учреждений.
3) Администрации муниципальных образовательных учреждений продолжить работу по обновлению организационного порядка на основе изменений в образовательном законодательстве.
4) Администрации, педагогическим коллективам муниципальных образовательных учреждений обеспечить формирование (обновление) внутренних систем оценки качества образования, с учетом перехода на принципы «эффективного контракта», введения профессионального стандарта педагога в деятельность образовательных учреждений, введения федеральных государственных образовательных стандартов, нового порядка аттестации педагогических работников, изменений в системе государственной итоговой аттестации выпускников школ.
5) Администрации, педагогическим коллективам муниципальных образовательных учреждений усилить воспитательную работу, гражданское и патриотическое воспитание, учитывая в том числе, и возможности «Года культуры», предстоящего празднования 70-летия Победы.
6) Педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений повышать качество и эффективность педагогического труда, овладевать и применять на практике современные образовательные технологии, обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, гуманизацию отношений в ученической среде.
7) Педагогическим коллективам, профессиональным сообществам принять меры к восстановлению профессиональной педагогической этики, смысла, назначения и престижа педагогической профессии, формированию корпоративной идентичности и солидарности, обеспечить свое профессиональное развитие.