Эти молодые женщины заряжают окружающих оптимизмом и добрым отношением к миру. Наверное, именно такими, а вовсе не замотанными бесконечной работой и проблемами, должны быть педагоги. Конечно, работы им хватает, иначе не могло быть и речи о победе в профессиональном состязании. Но наши героини черпают в своей работе вдохновение и видят в ней главный смысл жизни. Не потому ли они и одержали победу в краевом конкурсе «Учитель года Забайкалья-2015»?!
Ольга Цыренжапова преподает русский язык и литературу в школе № 1 краевого центра. О выборе профессии особенно не задумывалась: с детства мечтала пойти по стопам родителей-педагогов. Но, окончив филологический факультет ЗабГПУ, задалась вопросом: а надо ли мне это? И лишь отработав в школе 5 лет, окончательно убедилась, что она на своем месте. «Это мое! – с блеском в глазах признается Ольга Баторовна. – Надеюсь всю свою жизнь посвятить преподавательской деятельности». И ты понимаешь, как повезло ученикам этой обаятельной учительницы, способной зажечь собеседника своей энергетикой, увлечь рассказами о нашем многоликом мире.
Светлана Круговая – руководитель изобразительной деятельности в детском саду № 99 г.Читы. Родилась в п. Первомайский. В отличие от своей коллеги, о педагогической стезе не мечтала – грезила об актерской карьере. Но… Столица далеко, на дворе – начало 90-х. Согласившись с доводами мамы, отправилась в Читу, где подала документы в педагогическое училище. «И ни разу не пожалела об этом», - признается моя собеседница. Впервые перешагнув порог детского сада, она поняла, что не ошиблась с выбором профессии. А разве может быть по-другому? Работа с малышами наполняет жизнь яркими красками, делает ее насыщенной и интересной. «Артисткой же я могу быть и там, играть любую роль» - прибавляет с улыбкой Светлана Вадимовна.
Анна Андрушко работает педагогом-психологом школы № 36 столицы Забайкальского края. В детстве занималась в художественной школе, с удовольствием изучала английский язык. Училась хорошо по всем предметам. Да и как иначе, если родители – педагоги? После долгих раздумий девушка решила заняться психологией. Окончив ВУЗ, пришла работать в школу, где поначалу не все складывалось гладко. Но со временем Анна Ивановна поняла, что сделала правильный выбор, и теперь уже не представляет себя в другой профессии.
Что позволяет этим разным женщинам верить в правильность избранного пути? Они убеждены, что профессия педагога побуждает человека к неустанному поиску, заставляет его расширять кругозор, расти духовно. Общение же с детьми заряжает позитивной энергией. Конечно, современные школьники отличаются от мальчишек и девчонок советской поры, но, по мнению Ольги Баторовны, «они быстрее развиваются, на лету схватывают новые знания. С ними интересно общаться. И если ты честен с детьми, искренне интересуешься их делами, то не будет никаких проблем». Светлана Вадимовна справедливо полагает, что дети всегда остаются детьми: «Конечно, время идет вперед, появляются новые технологии, но мальчишки и девчонки по-прежнему любят играть. Именно через игру мы даем им возможность социализироваться, изучать мир с разных сторон». Анна Ивановна согласна с коллегой, но считает, что условия окружающей среды неизменно накладывают свой отпечаток на поведение детей: «Они стали более раскрепощенными, хорошо знают свои права. Порой кажется, что представители юного поколения стали неуправляемыми, но это не так. Главное – найти ключ к ребенку».
Конечно, отыскать этот ключ совсем не просто. Кому-то детские сердца так и не открываются. Никогда. Может быть, существует секрет у наших героинь? «Да нет никакого секрета, - парирует Ольга Цыренжапова. -
Все дело – в личности педагога, в его неравнодушии к ребенку и, конечно же, в профессионализме, без которого дети не будут уважать учителя». А уж когда дети узнают, что их наставник – лучший из лучших, они проникаются еще большим уважением к нему. Даже самые маленькие ребятишки. Вот и воспитанники Светланы Круговой взахлеб поздравляли ее с победой. Возможно, они еще не понимают, что это за конкурс, но осознание того, что их педагог – лучший, переполняло их сердца гордостью.
Победа же досталась не просто - сколько было переживаний! Даже Анна Андрушко, в силу своей профессии умеющая преодолевать любое волнение, тревожилась, сможет ли уложиться в указанное время. В итоге просто решила отработать технику с рисованием на зеркалах, а второе упражнение опустила. Ольга Баторовна признается, что первый день испытаний прошел на кураже. А вот следующие конкурсные мероприятия заставили поволноваться. «Педагоги – очень самокритичные люди, - с улыбкой признается учитель русского языка и литературы. - Когда выходишь на широкую публику, где тебя слушает профессура нашего города, – это, конечно, очень волнительно. Хочется ведь показать себя достойно, а молодость, неопытность могут негативно сказаться на выступлении». Ну а Светлана Круговая благодарит за поддержку свой коллектив. «Я бы и шагу без них не сделала. Коллеги звонили, интересовались моими делами. Очень помогли мне заведующая Татьяна Николаевна Кириллова и ее заместитель Светлана Николаевна».
Теперь же, когда смолкли торжественные речи и вручены награды победителям, наши героини смогли перевести дыхание, понять, что дало им участие в конкурсе. А это и обретение уверенности в себе, и появление более четких ориентиров для личностного роста, и возможность общения с коллегами из разных уголков Забайкальского края, которая дорогого стоит. Не случайно в завершение беседы Анна Андрушко призналась: «Я увидела, как другие работают, что-то переняла у них. И вообще - это круто! Надо участвовать в состязаниях. Рискуйте! Если выиграете, вы будете счастливы, а проиграете – опытны».
Замечательный совет, к которому стоит прислушаться. Мы же поздравляем героинь нашего очерка с победой в престижном конкурсе, желаем им дальнейших творческих успехов и неиссякаемого оптимизма!
Оксана Сидоренко
Фото автора