Наш сегодняшний материал посвящен такому важному виду организации программ дополнительного образования, как «Сетевое взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования». Основными отличиями являются отсутствие постоянной образовательной площадки и вовлечение в программу различных внешних организаций. Основной плюс в том, что дети имеют возможность получать знания и развивать компетенции под руководством специалистов-профессионалов с применением специального оборудования.
Как устроена образовательная программа в рамках сетевого взаимодействия рассмотрим на примере «Детского юношеского центра туризма и краеведения» и их взаимодействия с такими организациями как: МЧС, Министерство природоохраны, Центр защиты леса и другими.
– В центре детско-юношеского туризма обучается 3600 детей.
– Возраст детей от 5 до 18 лет.
– Количество мест не ограничено благодаря тому, что занятия проводятся в самих школах или организуются, привлекаемыми контрагентами.
21 января в СОШ №25 прошел экскурсионный урок организованный «Школьным лесничеством» Детского юношеского центра туризма. Примечательно, что именно в таком формате, взаимодействия школ и учреждения, осуществляется образовательная программа данного центра.
«Сегодня мы с детьми будем работать с настоящими палеонтологическими образцами; минералами и фрагментами окаменелостей, которые встречаются в Забайкалье. Ребята должны будут подробно изучить образцы и ответить на составленные вопросы.
Школьная программа не всегда позволяет получить узконаправленные дополнительные знания. И не в каждой школе есть научные коллекции тех же окаменелостей и новых образцов, с которыми можно поработать»,
– Биксалеев Андрей Андреевич, преподаватель дополнительного образования Центра детскою юношеского туризма.
Школьное лесничество, как детское объединение было создано в 2013 году. Оно являлось пилотной площадкой на базе СОШ №25. Одним из результатов деятельности стало создание Музея природы. Сейчас музей насчитывает 8 экспозиций. Некоторые из них переданы Центром охраны природных ресурсов. Педагогами центра туризма подготовлены экскурсоводы среди ребят-участников лесничеств. Сейчас они с радостью проводят экскурсии для школьников.
«Лесничество было создано под научным руководством профессора Забайкальского государственного университета Игумновой Екатерины Александровны. В его работе реализуются современные технологии: тьютерство, исследовательская и проектная деятельность, игровые технологии, практическая деятельность в природе, портфолио и самоуправление»,
– Осколькова Людмила Александровна, учитель биологии СОШ №25, руководитель детского объединения – «Школьное лесничество: Лесная страна».
Школьное лесничество «Лесная страна» – включает в себя 11 учреждений, 1100 детей. В СОШ №25 более 500 детей участвуют в деятельности школьного лесничества под руководством центра туризма. Работает при поддержке школ Читы и Министерства природных ресурсов.
«Дружина юных пожарных» – осуществляет деятельность при поддержке МЧС, Всероссийского пожарного общества.
Сетевое взаимодействие кратно повышает конкурентно-способность учреждения. О нём узнают все. Педагоги таких учреждений работают с детьми во многих школах. Одним из таких педагогов-совместителей является Маскаева Людмила Константиновна, инженер информационно-аналитического отдела, филиала ФГБУ «Рослесозащита», «Центра защиты леса Забайкальского края».
Маскаева Людмила Константиновна, инженер информационно-аналитического отдела, филиала ФГБУ «Рослесозащита», «Центра защиты леса Забайкальского края».
«Мы взаимодействуем с детьми уже 10 лет. Наше сегодняшнее занятие было посвящено болезням семян. Это очень важная экологическая тема для нашего края. Центра защиты леса единственная в Чите станция, занимающаяся воспроизводством лесов. Один из видов нашей деятельности это осмотр и проверка семян на *всхожесть.
*Всхожесть – способность семян всходить в той или иной почве.
У семян, как и у людей есть различные заболевания. Сегодня, на занятие мы принесли чашки петри, чтоб вместе с детьми провести такую работу по осмотре семян. Также смотрели семена под микроскопом и сравнивали разные виды. Детям важно самим прикоснуться, увидеть, ознакомиться практически. Им очень интересно, они увлечены»,
– Маскаева Людмила Константиновна, инженер информационно-аналитического отдела, филиала ФГБУ «Рослесозащита», «Центра защиты леса Забайкальского края».
Маскаева Ирина Константиновна имеет педагогическое образования и поэтому является внешним совместителем. Помимо основной профессии она преподаёт в центре туризма. Благодаря такому сотрудничеству у ребят есть возможность не только общаться со специалистом, но и работать с оборудованием.
«Наше занятие посвящено зимним маршрутным учётам. Зимой после снегопада, сотрудники заповедника выходят в лес для того, чтобы отследить редкие виды промысловых животных по следам и оценить их численность. Такой человек должен уметь читать следы. Наш урок называется «По белой тропе». Мы учимся отличать следы зайца, лося, кабана, изюбря, белки, солонгоя. Животные не выстраиваются в ряд на плацу чтоб их посчитали, поэтому самый хороший вариант считать их следы; этому мы и учим детей.
Мы придумали несколько станций. Станция, где дети различают голоса животных, где различают следы, где учатся ставить фотоловушки.
Когда мы взаимодействуем с социальными партнёрами, дополнительным образованием, вносятся дополнительные знания, которые в школе не являются обязательными, но могут помочь определиться с профессией или просто разнообразить деятельность»,
– Дорожко Татьяна Владимировна, методист отдела экологического просвящения заповедника Даурский.
О деятельности центра от директора Новиковой Марии Сергеевны, кандидата географических наук.
«Наше учреждение дополнительного образования осуществляет свою деятельность на базе более чем 30 образовательных организаций города. Мы проводим занятия в школах, детских садах, колледжах. Тема социального партнёрства и сетевого взаимодействия нам близка как никому.
Мы заключаем договоры сетевого взаимодействия с четырьмя контр-агентами, подключаем отраслевые структуры. Например: центр защиты леса, министерство природных ресурсов, МЧС и т. д.
Всё социальное взаимодействие подразумевает договорную основу. Благодаря этому все партнёры заранее включаются в программу и заранее знают обо всех мероприятиях центра и своей роли в них. Все планы всегда согласованы с партнёрами.
Мы всегда рады новым партнёрам. Каждому найдётся вид деятельности в рамках программы центра. Например «Краеведческий музей предоставляет помещение для занятий или экскурсий. Ботанический сад включает нас в свои бесплатные мероприятия. Министерство природоохраны и Центр защиты леса предоставляют свои площади и базы. У нас запланированы экскурсии на исследовательскую лабораториюю «шишко-сушилку».
Так как у нас нет своего помещения; вся наша деятельность проходит в кабинетных системах образовательных организаций. Так, школа №25 нашла такую возможность и предоставила кабинет, в котором мы организовали школьное лесничество.
Наш центр курирует деятельность двух больших детских объединений – школьное лесничество «Лесная страна» и «Дружина юных пожарных»
У нас одна большая цель – сделать так, чтобы ребёнок получил максимум возможностей и знаний. Мы консолидированы в разработке контрактно-целевого набора по направлениям естественных наук и безопасности. Например: дети после обучения получают возможность поступить на льготных условиях в Академию МЧС или в Брянском политехническом институте на факультете лесоустройства и лесовостановления, с ними у нас заключен договор. Дети получают баллы при поступлении и общежитие.
Вся деятельность центра регламентирована и строится на освоении дополнительных общеразвивающих образовательных программ. По всем направлениям в центре созданы сетевые и модульные образовательные программы. Это значит, что ребёнок, который освоил программу в школьном лесничестве или в дружине, после 11 класса получает удостоверение. И они имеют право при поступлении пользоваться льготами
Большой пласт работы – грантовая деятельность. Центр туризма несколько раз выигрывал президентский грант совместно с географическим обществом. Географическое общество и сейчас является социальным партнёром. Несколько лет назад центра выиграл 1.5 млн. рублей фонда «Норникель»,
– рассказала Новикова Мария Сергеевна, кандидат географических наук, директор центра детского юношеского туризма и краеведения.
Напоминаем, что все желающие могут зарегистрироваться в системе «Навигатор дополнительного образования» и записаться в "Детский (юношеский центр туризма и краеведения" на выбранные направления (всего их 5).Все направления бесплатные. Связаться с центром и получить консультацию можно по телефону 20-59-93.