РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению дополнительных предупредительных мер по созданию условий для сохранения жизни и безопасности несовершеннолетних
В связи с участившимися случаями пропажи детей Российской Федерации, в том числе и Забайкальском крае обращаем ваше внимание на необходимость проведения дополнительных предупредительных мер по созданию условий для сохранения жизни и безопасности несовершеннолетних.
В последние годы зафиксировано небывалое число случаев похищения несовершеннолетних. По данным МВД России, ежегодно в стране пропадает 12-16 тысяч детей. Большинство убегают из дома, треть - становятся жертвами похитителей. По мнению представителей правоохранительных органов, нет прямых способов защитить своего ребенка от похищения. Но есть аспекты воспитания, на которые должны обращать внимание родители.
В целях профилактики ухода детей из дома, их похищения рекомендуем использовать ниже прилагаемые рекомендации.
Рекомендации детям и подросткам:
1. Не вступать в разговоры с незнакомыми взрослыми (мужчинами и женщинами любого возраста). Если взрослый настойчиво приглашает вступить в контакт, необходимо уйти, громко позвать на помощь, постараться перейти в людное место.
2. Если незнакомый взрослый предлагает пойти с ним в подъезд с любой целью, что-то ему помочь сделать, проводить его куда-то, если он говорит о том, что что-то случилось с родственниками ребёнка и нужно обязательно пойти и помочь им, следует убедительно отказываться от всех предложений.
3. Не реагировать на предложения подвезти до школы, до дома, сниматься в рекламном ролике, кино и др.
4. Необходимо помнить, что незнакомый взрослый, который замыслил похищение или насилие, говорит ласково, очень убедительно просит о помощи.
5. При любой опасности необходимо позвонить родителям или позвать на помощь учителя, соседей, знакомых взрослых.
6. Не скрывать от родителей «секрет», который появился с каким-то взрослым.
Предлагаем вам ситуации для обсуждения и проигрывания с детьми на классном часе, дома с родителями, на тренинге с психологами и социальными педагогами. Важно, чтобы дети сами проговаривали возможные варианты выхода из ситуаций, обсудили приемлемость каждого из предложенных ими решений.
Возможные ситуации:
1. Взрослый говорит, что твоя мама (сестра, брат) подвернул(а) ногу на соседней улице и просит тебя пойти и помочь ей.
2. Взрослый говорит, что не может найти ключ от собственной квартиры, приглашает ребёнка пойти в подъезд и помочь найти его (посветить фонариком, подержать сумку и т.п.).
3. Предлагает угостить сладостями, фруктами, показать (подарить) какой-то новый мультфильм, новую компьютерную игру.
4. Приглашает прогуляться, попутешествовать недалеко, увидеть что-то интересное, заманчивое.
5. Предлагает покататься на машине, подвезти до дома.
6. Предлагает показать или сделать какой-то «секрет».
7. И др.
Рекомендации родителям:
1. Не оставлять малолетних детей без контроля на улице и общественных местах.
2. С детства необходимо родителям быть авторитетом для своего ребёнка, стремиться к установлению доверительных отношений. Как это можно сделать: стараться, чтобы не расходились слова и действия взрослого; не обманывать ребёнка, если что-нибудь не получается сделать, честно сказать об этом ребёнку.
3. Предоставлять возможность ребёнку выражать свои мысли по поводу тех ситуаций, в которых он компетентен, учить его рассуждать, не давая на все готовые ответы. Поощрять ребёнка задавать вопросы с как можно бо¬лее раннего возраста. Не нужно делить вопросы детей на приемлемые, глупые, непристойные или неприемлемые.
4. Родителям необходимо учить детей получать и давать положительную и отрицательную обратную связь.
5. Быть последовательным в воспитании ребёнка.
6. Необходимо соблюдать режим дня, чтобы ребёнок имел представления о границах времени, когда ему необходимо есть, заходить домой с улицы и т.д. Естественно, что эти границы весьма условны, ребёнок может заигрываться, но он должен чётко знать, что его дома ждут и тревожатся по поводу его задержек и опозданий.
7. Уместно проявлять элементы авторитарности в вопросах запрета на общение с незнакомыми взрослыми.
8. Необходимо помочь детям осознавать необходимость уважения права другого человека на личное пространство.
9. Важно научить детей быть твёрдым в отстаивании своей позиции и говорить «Нет!». Рассказывайте детям о тех ситуациях, в которых ребёнку нужно твёрдо говорить «нет», чтобы у ребёнка имелось представление о таких случаях и ситуациях.
10. Обсуждать с ребёнком вопросы, как нужно общаться с незнакомыми взрослыми, давать информацию им о том, что у взрослых могут быть добрые и злые побуждения.
11. Уточнить представления ребёнка о том, как можно и как нельзя прикасаться к нему другим людям.
12. Учить ребёнка тому, как нужно вести себя, если он потерялся в людном месте (подойти к охраннику, милиционеру, продавцу с просьбой о поиске мамы).
13. Учить ребёнка тому, что он должен сообщать о своем местонахождении регулярно (на тренировке, у друзей, в магазине, во дворе).
14. Обеспечить ребёнку занятия вне школы (секции, кружки и т.д.).
15. Ребёнок не должен испытывать недостаток внимания со стороны близких людей.
Рекомендации детям и подросткам, если все же произошло похищение
1. Если ребёнок еще находится с похитителями на улице, нужно не бояться привлекать внимание окружающих разными способами: кричать («Это не моя мама, папа», «Пожар, спасите!» и т.д.), попробовать что-то разбить (окна, витрины магазинов, стекло в машине и т.п.) или сломать. Идущие мимо люди обязательно обратят на это внимание.
2. Если ребёнок находится в помещении (квартире) целесообразно согласиться с теми требованиями, которые предъявляются, т.е. не сопротивляться. Дождаться того момента, когда ребёнок останется без похитите¬лей в комнате (квартире). Тогда нужно постараться привлечь внимание (выбросить что-то тяжёлое из окна, стучать по батарее, открыть воду в кранах и сделать в квартире потоп, включать и выключать свет и т.п.
В случае исчезновения ребёнка взрослые (родители, руководители образовательных учреждений) должны действовать, придерживаясь следующих рекомендаций:
1. Подайте дежурному отделения милиции заявление о пропаже ребёнка по месту его исчезновения в течении первого часа. Обязательно требуйте регистрации заявления и принесите с собой последнюю фотографию пропавшего. Со-гласно российскому законодательству, пропавший человек объявляется в розыск через трое суток после подачи заявления, но в случаях с малолетними детьми розыскные действия начинают незамедлительно.
2. Руководители образовательных учреждений немедленно должны сообщить о случившемся в комитет образования администрации городского округа «Город Чита»
3. Расскажите сотруднику милиции, который будет вести розыск ребёнка, всю информацию о пропавшем. Постарайтесь спокойно ответить на все вопросы, которые зададут вам милиционеры, даже если они покажутся вам странными. Имейте в виду, что для эффективного розыска именно первичная, абсолютно точная информация может иметь решающее значение в розыске.
4. Не скрывайте от сотрудников милиции информацию о подозрительных друзьях ребёнка, плохих привычках, а также о конфликтах пропавшего в школе или с членами семьи. Вспомните малейшие детали, был ли пропавший чем-то расстроен или напуган, и не показалось ли вам его поведение в последние дни странным.
5. Если вам показалось, что вы видели человека, который, по вашему мнению, может быть причастен к исчезновению ребёнка, расскажите о нем сотруднику милиции и постарайтесь подробно описать его.
6. Постарайтесь держать себя в руках и не впадайте в панику. Каждая деталь или слово, которое вы вспомните, в дальнейшем помогут поисках. Крайне важны любые сведения, которые предшествовали пропаже ребёнка. Это и как начался злополучный день, что делал пропавший, о чем говорил перед уходом, куда собирался, был ли он там и во сколько ушел.
7. Незамедлительно начните обзванивать знакомых и близких людей, которые, по вашему мнению, могут знать о планах ребёнка. Лично обойдите дома, где живут друзья и родные, у которых мог задержаться ребёнок. Опросите друзей ребёнка на предмет выяснения информации о намерениях и планах подростка.
8. Постарайтесь выяснить, где в последний раз видели ребёнка, осмотрите мес-та сбора местной молодёжи, спортивные и детские площадки, гаражи, ближайшие заброшенные места и пустыри, расположенные недалеко от дома ребёнка или образовательного учреждения.
9. Позвоните в справочную скорой помощи, в больницы и сообщите о случившемся. Постарайтесь, как можно точнее рассказать об особых приметах ребёнка и описать одежду, в которой он находился до исчезновения.
10. Постарайтесь подключить к поиску ребёнка как можно больше людей.
Просим обратить внимание на то, что дознавательные действия сотрудниками правоохранительных органов в отношении детей, косвенно причастных к пропаже других детей, должны производиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних без использования психологического давления, убеждения, внушения (т.е. склонения к определённому мнению).
Дознавательные действия в отношении несовершеннолетних должны производиться только в присутствии родителей (законных представителей), социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей.
Похищение в любом случае не пройдёт для ребёнка бесследно. И по-следствия могут проявляться по-разному. Одни дети могут лишь не надолго замкнуться в себе, когда так другие могут впасть в так называемое пограничное состояние - полностью потерять связь с реальностью. И если в первом случае родители самостоятельно смогут помочь своему ребёнку справиться с проблемой, то во втором нужна помощь специалистов - детских психологов, психотерапевтов, психиатров.