Главный специалист отдела общего образования, руководитель лаборатории управления образования в комитете образования администрации городского округа "Город Чита" с 2011 года.
Мой 2021 год был очень знаменательным:
– 40 лет с начала трудовой деятельности
– 30 лет проживания в Чите, в Забайкальском крае
– 10 лет работы в комитете образования
Я из учительской семьи.
Моя мама была учителем начальных классов. Проработала более 30 лет в сельской школе в Кяхтинском районе в Бурятии. По её примеру мною и была избрана профессия учителя. Хотя поработать в школе мне удалось совсем не много. Но, тем не менее, со школой связана значительная часть моей жизни, мои исследовательские интересы – социология образования, занятия исследовательской деятельностью и применение социологических знаний в практике управления образовательными организациями.
В 1981 году я закончил Бурятский государственный педагогический институт по специальности "Учитель истории и обществоведения*".
· Сейчас предмет "Обществоведение" называется "Обществознанием"
Два года работал в небольшой сельской школе в Кяхтинском районе, сначала учителем истории и физической культуры (4-8-е классы), а также заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Затем был переведён, как молодой коммунист, в Кяхтинский райком комсомола, проработал там три года, затем был избран секретарём партийного комитета крупного совхоза в своем родном селе Кудара-Сомон. Прошел здесь большую жизненную школу и никогда об этом не пожалею.
В 1990-м году поступил в Хабаровский социально-политический институт политологии, который окончил в 1992 году по специальности «политолог, преподаватель социально-политических дисциплин в вузах и ссузах».
В 1991-м году переехал в г. Читу. Начал работать на кафедре всеобщей истории Читинского государственного педагогического института, а в 1993 году был приглашен на работу в Главное управление образования Читинской области (бывший ОблОНО). Там я занимался решением задач создания социологической и психологической служб системы образования, разработкой нормативно-правовой базы в системе образования на региональном уровне. За это время заочно закончил обучение в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию по социологии, посвященную изменению социального положения провинциальной учительской интеллигенции Забайкалья в постсоветский период. С 1998-го года, в течение 10 лет, работал проректором по научно-методической работе в Читинском институте повышения квалификации работников образования. С 2008-го по 2011-й год работал ректором этого института. В 2011-м году перешёл на муниципальную службу в комитет образования Читы, и уже 10 лет работаю руководителем лаборатории управления образования. С 1998 по 2020 год работал на должности доцента кафедры социологии ЗабГУ. Являюсь автором более чем 130 работ по социологии образования, управления образованием, председателем РОО ЗабПО, членом Российского общества социологов, Всероссийского общества «Знание».
Тенденции развития образования
Тенденция информации и цифровизации
Благодаря новым способам хранения и переработки информации люди имеют возможность пользоваться большим массивом знаний и применять их в практике, в том числе в преподавательской и воспитательной деятельности.
Индивидуализация ребёнка в образовании
Благодаря этой тенденции, в идеале, все дети должны получить возможность воспользоваться помощью в обучении со стороны педагогического сообщества, обучаться в соответствии со своими возможностями и способностями, в своём индивидуальном темпе, по крайней мере педагогическая система должна к этому стремиться.
Потеря системности
Негативная тенденция. Сегодня, детям, сложнее осваивать знания в силу потери системности и структуры школьного знания. Много информационных «шумов», которые и педагогов и учеников отвлекают от основных задач в обучении. Мешает информация, которая является не первостепенной, которая не имеет отношения к развитию личности. Зачастую она бывает недостоверной и не научной, но её начинают использовать в учебном процессе.
Система образования, в своей основе, построена на передаче знаний, подтверждённых наукой. Сегодня это научное ядро размывается. Объём знаний становится очень большим, и очень сложно отобрать то, что можно и нужно «упаковать» в школьный предмет. Возникает чудовищная перегрузка детей. Отсюда возникают трудности в определении содержания образования для педагогов и детей и даже для органов, принимающих решения в сфере развития образования.
Снижение престижа педагогической профессии
Это характеризуется, как снижением уровня материального вознаграждения, так и отношением к учительскому труду в той среде родителей и школьников – потребителей труда. Возникают существенные дисбалансы в возрастной, половой структуре учительства, дефицит специалистов по многим педагогическим специальностям.
Как развиваться современному работнику образования?
Если учитель будет стремиться не отставать, он всё время будет отставать. Его цель – работать на опережение, на завтрашний и послезавтрашний день нашего общества. Современному учителю нужно очень чётко понимать основные тенденции развития в образовании и изменения, которые происходят с детьми. Не скажу, что он должен всё время идти по течению. Ведь не все тенденции носят положительный характер. Задача учителя сложная. С одной стороны, он должен содействовать развитию личности ребёнка, а, с другой стороны, он является передаточным звеном культуры, которая накоплена человечеством за всю его историю, новому поколению. И единственный способ не отставать – развитие творческого характера труда учителя. Всегда нужно искать и предлагать творческие решения, которые сегодня могут быть и не совсем поняты, но в ближайшем или отдалённом будущем они дадут позитивный эффект. Особенно это касается молодых педагогов. Отмечается прагматическая, утилитарная направленность профессиональной деятельности многих учителей. Во главу угла ставится овладение новыми технологиями, методиками, и в то же время упускается понимание самого смысла образования. Зачем мы учим? Основной задачей педагога всегда остаётся формирование смыслов жизни, смыслов деятельности у подрастающего человека. Формировать цельную всесторонне развитую личность. Не просто выпустить человека, который будет вписан и адаптирован в существующую жизнь, а человека, который может вырабатывать своё отношение к этой жизни, давать объективные оценки тому, что происходит вокруг нас. Совершенного ученика может создать совершенный учитель. Поэтому учитель должен всё время вырабатывать и демонстрировать лучшие нравственные качества, которые сможет передать следующему поколению.