Михайлов Егор Иванович
Учитель информатики, физики, математики и астрономии старших классов школы №47.
«Я работаю учителем 15 лет, с 2007-го года, с 4-го курса университета. Заканчивал Забайкальский гуманитарно-педагогический университет на физико-математическом факультете по специальности учитель информатики и физики.
Выбор профессии у меня всегда был осознанный. У меня не было никаких колебаний и сомнений в вопросе «Кем быть?». Мне было предначертано идти в педагогический университет.
Сейчас я являюсь учителем высшей квалификационной категории. Прошел несколько этапов аттестации и защиты. Являюсь постоянным участником разных экспертных советов.
Педагогический путь
За время своего педагогического творчество удалось сделать многое. Участвовал в конкурсах профессионального мастерства, готовил ребят к различным мероприятиям. В целом всегда стараюсь повышать свой педагогический уровень.
Удалось поучаствовать в конкурсе Приоритетного национального проекта «Ообразование». По итогу получил грантовую поддержку в виде 200 000 р.
Являюсь обладателем «Гранта мэра» в размере 100 000 р. В 2014-2015 г. Участвовал в конкурсе «Учитель года». Занял второе место в муниципальном конкурсе и попал в призёры регионального этапа. А в 2021 г. участвовал в составе жюри этого конкурса.
Также являюсь членом жюри программы «Шаг в будущее». В ней мы оцениваем творческие и научные проекты детей в качестве экспертной группы.
Являюсь участником рабочей группы по внедрению программы «Сириус». В ближайшем будущем в Чите появится такой научный центр. И совместно с министерством образования мы работаем над его организацией. Мы занимаемся информационной и методической поддержкой этой программы.
В 2022 году команда нашей школы участвовала в международном конкурсе «Флагманы образования». Мы вышли в финал по отборочному этапу и в феврале поехали во Владивосток. Получили очень хороший опыт, поучаствовали в полуфинале. Это был четырёхдневный интенсив, мы решали кейсы, общались с коллегами из других регионов, было очень интересно. Мероприятие было направлено на профессионализм. Нужно было показать и командную работу, и личные достижения.
«Шаг в будущее»
У нас есть ученики, которые до 2019 года дошли до финала этой программы. Они съездили в Москву. Например, тогда еще, мой ученик Василий Барило выступил там с большим проектом, связанным с машинами. В проекте были затронуты и физика, и информатика, и робототехника, и искусственный интеллект.
Также были ребята, которые в силу пандемии участвовали дистанционно.
В 2020 году мы создали большой проект, и компания ООО «Удоканская медь» выделила нам 200 000 р. на его реализацию.
Так, на базе кабинетов информатики и физики школы №47, мы создали научно-исследовательский центр астрономии – «Сатурн». Был закуплен комплекс оборудования, которое мы теперь используем для опытов в изучении астрономии. В 2021-м году у нас состоялось открытие этого центра. Оно было приурочено к 12 апреля, Дню космонавтики. Это был юбилейный год – 60 лет со дня первого полёта человека в космос.
Сейчас полноценно работает кабинет астрономии для учащихся 10-11 классов, он есть у них в расписании и вписан в программу. Также все желающие могут принимать участие в мероприятиях, проводимых на базе этого центра.
Мы планируем, с ребятами, выезды для наблюдений за звёздами. Но чтоб наблюдать за звёздным небом нужна обстановка без городской засветки. На первых порах, в качестве площадки мы рассматриваем Титовскую сопку.
Каждый проект подразумевает прохождение нескольких этапов развития. Центр «Сатурн» не исключение. За прошлый год мы проводили разные мероприятия, как дистанционные, так и очные. Летом мы проводили мероприятия для участников летней смены центра «Эврика». Мы показывали и рассказывали о телескопах, их строении и видах.
В будущем мы планируем реализовать ещё несколько проектов. Центр «Сатурн» это только один из этапов. Мы хотим прийти к комплексному центру изучения естественных наук, в частности физики, химии, астрономии, математики и, главное, робототехники.
Мы планируем развивать межпредметные навыки, которые пригодятся современным детям. Существует «Hard skills» – это сложные предметные, профессиональные навыки, а есть «Soft skills» – навыки которые подходят детям для начала и очень широко оцениваются на международных исследованиях систем «Pisa», «Tims» и т.д. Так ребята смогут показывать не просто теоретические знания, а показать их применение в общепредметных ситуациях.
Грантовая поддержка — это уникальная возможность. Важно помнить, что всё можно сделать и реализовать.
Каким должен быть современный учитель?
На одном из профессиональных конкурсов нас спросили – «Что такое современный урок?». Мне кажется, самое простое определение современного урока – это урок, шагающий в ногу со временем.
Если мы говорим о детях ХХI века, то это уже не поколение «Z», это уже дальше. Нужно соответствовать их уровню. Нужно жить так, чтоб быть с ребятами на одной волне. Находиться в их зоне ближайшего развития.
Если говорить о взаимодействии, то это прежде всего психологическая составляющая. Федеральные образовательные стандарты уже давно требуют субъектно-субъектного подхода. Не должно быть авторитаризма со стороны учителя. Учитель – не недосягаемый элемент. Это друг и товарищ. Если вы хотите найти точки взаимодействия и получить отдачу, нужно, в пределах разумного, выйти на уровень ученика. Конечно, когда учитель заходит в класс; он главный, но работу нужно выстроить так, чтоб ребёнок не боялся и не чувствовал, что к такому учителю нельзя подходить с лишними вопросами. Должны быть доверительные отношения, но в пределах разумного.
Современный учитель – человек живущий не в XXI веке, а немножко в будущем. Он должен не просто догонять развитие, а немного опережать его. Это очень важно, нужно, но и очень сложно. Возможно поэтому возрастным педагогам немножко сложнее. Но это нисколько не умоляет их профессионализма, не говорит о том, что мы должны отойти от раннего опыта. Просто нужно стараться быть на несколько шагов впереди.
Ещё одна задача педагога – зажечь искру в ребёнке. В моём опыте было несколько таких случаев. Приходит в школу молодой человек примерно 23-х лет и говорит – «Я учусь в Новосибирске на информационной безопасности» и добавляет к этому, что интерес к направлению появился у него именно в школе, в том числе, благодаря моим урокам. Это тоже очень важно.
Совместная работа ученика и учителя
Если говорить о современных детях, то они тоже идут на несколько этапов вперёд. Конкретный случай. В этом году я выпустил 11-й класс и взял 5-й. И они, по своей инициативе, предложили мне написать проектные работы на темы с точки зрения физики. Например «Закон Бернулли» *, который вообще на школьном курсе не разбирается. Также предлагали проект, в котором мы изучали освещённость в зданиях школы. Тоже материал уж точно не 5-го класса.
*Зако́н Берну́лли – устанавливает зависимость между скоростью стационарного потока жидкости и её давлением. Согласно этому закону, если вдоль линии тока давление жидкости повышается, то скорость течения убывает, и наоборот. Количественное выражение закона в виде интеграла Бернулли является результатом интегрирования уравнений гидродинамики идеальной жидкости.
Такие ребята, которые идут на позицию выше, очень нуждаются в поддержке. Чтоб их стремление направили и обрисовали рамки того, во что это может вылиться. А рамки очень интересные. Я считаю, что наше государство делает многое для того, чтобы поддержать одарённых и творческих детей. Существует очень много программ, например:
– Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»;
– Конкурсы краевого «Кванториума»;
– Технопарки и техносалоны;
Существует корпоративная почта для педагогов – Zimbra. Туда приходит множество разных положений о конкурсах. Если внимательно изучать их, то можно найти мероприятие для любого ребёнка под его интересы.
Выявление талантов и развитие способной молодёжи это не просто приоритет государственной политики. В этом заинтересованы сами работодатели. Огромное предприятие «Норильский никель» в марте спонсировал поездку моего ученика Олега Андрейчука центр «Океан», где участвовал в очной смене организованной этой компанией. К нам приходили молодые активные ребята из этой компании и приглашали принять участие в программе. Они провели творческое мероприятие, в котором рассказали о программе, что там нужно делать и как туда попасть. И своим позитивом, и активностью вдохновили детей на действие.
Профессии настоящего и будущего
Сегодня есть такое понятие, как «Цифровая экономика». Нужны соответствующие кадры: программисты, инженеры. Нужны люди, обладающие компетенциями с преобладание точных позиций: математика, физика, информатика.
Тенденция развивается уже давно. Мир идёт к цифровизации. Развиваются информационные технологии и гаджеты, они проникают во все сферы человеческой жизни.
На протяжении 3-х лет мы участвуем в программе «Билет в будущее». Это ещё один федеральный проект, согласно которому программы профориентации выходят на совершенно другой уровень. Если раньше наша профориентация заключалась простых рассказах о существовании той или иной профессии, то сейчас программа «Билет в будущее» позволяет ребёнку еще с 6-го класса расписать предпочтительные направления, где ребёнок сможет реализовать себя в дальнейшем. Это делается по системе интерактивных тестов, которые выделяют у ребёнка наличие каких-то компетентности, в которых он может преуспеть.
Это же очень важно – выявить на ранних стадиях способности ребёнка. У каждого родившегося ребёнка есть задатки и эти задатки можно развить в способности. Очень хорошо, когда есть возможность эти задатки развить с раннего возраста. Когда, в будущем он будет работать, благодаря этому он станет отличным профессионалом. Человеком, который не случайным образом оказался в этой сфере, и не разочаруется через пять лет в своём выборе.
Я считаю, что период, когда ребёнок впервые в школе задумывается о профессии самый главный и решающий в жизни. Главное не ошибиться и пойти по тому пути, который больше всего подходит. Вот тут очень важна работа учителя совместно с родителями. Не просто взять и сломать ребёнка, отправив его лишь бы куда-нибудь, а туда куда он действительно хочет.
Еще одно очень важное направление, когда ребёнок заканчивает школу и идёт в университет в нём разгорается вспышка. От смены деятельности просыпается потенциал. А иногда я смотрю на 11-классников и вижу, что им уже тесно. Им нужна срочная смена обстановки. Они хотят выйти из зоны комфорта. Они уже готовы. Но есть ЕГЭ. А когда сдаёшь экзамены, то все двери уже открыты.
Таким образом образовательные стандарты идут красной нитью от детского сада, через старшую школу и до самого конца университета.
Нужно всё время меняться, искать новое, следовать за миром. Если сравнивать учащихся 60-х годов с сегодняшними, то разница будет великая. Альберт Эйнштейн говорил –
«Если вы делаете одно и тоже с одним и тем же, то не ждите различный результат».
Поэтому есть модель выпускника, который должен обладать всевозможными компетенциями, они позволят ему комфортно жить в современном мире. И эта модель всё время будет меняться. И под эту цель всегда будет подстраиваться содержание образовательного процесса. Цель всегда будет определять содержание. И это хорошо, когда система меняется, но развивать её не получится без оглядки на колоссальный опыт советской школы, которая и сегодня всемирно признанной. Все инновации должны осуществляться, сохраняя лучшее.