|
Анализ линии учебников по истории России А.А.Данилов, Л.Г. Косулина
История России. С древнейших времён до к.16 века. 6 класс.
История России. Конец 16-18 век. 7 класс.
История России. 19 век. 8 класс.
История России. 20 век. 9 класс.
Автор: Черенцов С.Н. МБОУ «СОШ№20»
Учебники данной линии освещают все предусмотренные стандартом образования для учащихся 6-9 классов вопросы истории России с древнейших времен до начала 21 века.
Методический аппарат учебников позволяет организовать эффективную работу на уроках и дома. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделяют проблемам развития культуры и духовной жизни народов. Различные виды иллюстраций соответствуют возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса. Учебники имеют четкую структуру, логично произведена разбивка на главы и разделы, удачно выбраны заголовки и подзаголовки. Учебники соответствуют принципам дидактики: научность, доступность, системность. Язык и стиль изложения соответствует возрастному уровню учащихся. В учебниках представлены документы, фрагменты из художественных произведений; вопросы и задания расположены внутри основного текста, после параграфа, к документам. Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства. В учебниках применяются указатель дат, словарь новых слов, понятий.
Однако в учебниках отсутствуют итоговые вопросы и задания к разделам и ко всему курсу. Также необходимо иметь в учебнике список общей литературы, книг для чтения, исторических романов и научно-познавательных книг по истории России. Мало вопросов на создание проблемных ситуаций, на творческую реконструкцию фактов. Отсутствуют тесты для самоконтроля. +
Учебник История России. С древнейших времён до к.16 века является первой частью единого комплекта учебников А.А Данилова и Л.Г. Косулиной по отечественной истории для 6-9 классов. В учебнике есть Введение, где история нашей Родины представлена как часть истории человечества. В заключении говорится о том, что Российская история похожа на историю других стран и народов, но есть у неё и свои особенности. В конце каждого параграфа есть обобщающий текст. Использованы такие виды изложения нового материала как описание, повествование, объяснение. Иногда текст отличается информационной избыточностью, например, параграф Соседи восточных славян или Русь и Литва.
В учебнике хороший подбор документов и фрагментов из художественных произведений. Пояснительный текст используется в виде пояснения в скобках внутри текста или подписи к иллюстрациям. Вопросы и задания расположены после параграфа и к документам, но отсутствуют вопросы и задания после темы, раздела, курса. В основном вопросы и задания использованы на воспроизведение информации и на преобразование информации, мало заданий на создание проблемных ситуаций. Почти нет таблиц кроме хронологической. Отсутствуют тесты самоконтроля.
Богат учебник иллюстративными материалами: репродуктивными произведениями искусства, учебными рисунками. Применяются в учебнике указатели дат, словарь понятий, нет династии Рюриковичей. В приложении нет списка общей литературы, книг для чтения, исторических романов, научно-познавательных книг для самостоятельного изучения. Учебник имеет чёткую структуру, которой удобно пользоваться, логично произведена разбивка книги на 3 главы: Русь древняя, Политическая раздробленность, Русь Московская.
Удачно выбраны заголовки и подзаголовки параграфов. В книге есть хорошие хронологические таблицы, эффективный справочный аппарат. Подписи к иллюстрациям отвечают на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Желательно наличие в учебниках схем по системам государственной власти и управления на разных этапах становления государства, лестниц иерархии, социальной структуры общества. Объём учебного материала включает обязательный минимум содержания образования. Содержание и методический аппарат учебника способствует развитию образованной творческой личности.
Данный учебник позволяет вести работу, в том числе, и с историческими документами в трех частях:
- ориентировочно-мотивационной;
- операционально-исполнительной;
- рефлексивно-оценочной.
Работа с источниками, как и любая другая учебная деятельность, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.
Она определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества учителя и ученика.
Эта деятельность наиболее полно позволяет сформировать важнейшие учебные компетентности: историко-познавательную и информационную.
Историко-познавательная компетентность выражается в овладении элементами исторического анализа явлений прошлого и их непосредственной связи с современностью. Это выражается в раскрытии принадлежности событий к определенному времени и пространству, выявление причинно-следственных отношений между фактами.
Информационная компетентность предполагает овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации. Источниковая база исторического и обществоведческого образования очень разнообразна, но в школьной практике наиболее востребованы письменные источники.
В процессе изучения истории можно выделить образовательные технологии в работе и источниками, согласно следующей классификации:
1. Технологии воспроизводящего уровня.
2. Технологии преобразующего уровня.
3. Технологии работы с источниками творческо-поискового уровня.
Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте источника изученных фактов, событий, явлений; составление простого плана.
Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развернутого плана. На этом этапе предлагается обучать составлению тезисов. Для этого целесообразно:
- внимательно прочитать источника, следя за развитием главной мысли;
- составить план изучаемого документа, исходя из его содержания;
- развернуть каждый пункт плана в виде одного-двух предложений, содержащие основные положения и обосновывающие его факты;
- проверить правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.
Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала.
Далее учителю целесообразно обучить по еще одной форме преобразования текста источника - составлению конспекта. Конспектирование источника - это серьезное интеллектуальное занятие, предложенное по определенному заданию.
После того, как учащиеся качественно усвоили знания, которые они усвоили и закрепили на воспроизводящем и преобразующим уровне, можно перейти к методикам, характерным для творческо-познавательного уровня.
Технологии творческо-поискового уровня предполагает организацию работы с источниками на качественно новых основах. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов; анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций автора текста; по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц. На этом уровне происходит собственная аналитическая работа в соответствии с поставленной перед учеником задачей. Составление происходит в форме творческого отчета, сочинения, презентаций проектов. Для управления качеством анализа текста источника мы организуем работу по следующим направлениям:
-прием информации - восприятие печатного текста с помощью зрительных анализаторов, что дает возможность распознавания его на уровне смысловых отрезков, установить связь между ними;
-осмысление прочитанного, на основе ранее усвоенной информации;
-свертывание текста - такое его преобразование, при котором он замещается краткими, емкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений;
- трансформация - обработка уже известной информации с целью последующего обобщения и получения выводов.
Технологии творческого уровня не ограничивают работу с источниками только аналитикой. Своеобразие данного уровня заключается в том, что учащиеся обучаются поисковым способам работы с источниками, а также методам элементарной критики источника.
Анализ собственного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с историческими источниками чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы или конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интерпретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Положение усложняется и представляет серьезную проблему в рамках изучения истории по второму концентру, так как произошло разделение предпрофильной и профильной подготовки. Программа работы в старших классах подразумевает уже профильную подготовку ученика для поступления в ВУЗ и, следовательно, в ее рамках большее внимание должно быть уделено работе с источниками. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.
Место и роль источника в школьном историческом образовании должны измениться. Для этого необязательно кардинально менять содержание программ и принципиальные подходы к обучению. Мне представляется, что у каждого учителя должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с ними. На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить, как традиционные, так и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены именно на личностно-ориентированный подход в обучении.
По нашему мнению, технологии репродуктивного и преобразующий уровень должны быть объединены в одно целое, так как второй является по существу органическим продолжением первого и направлен на учет личностных особенностей учащегося. Кроме того, в рамках обоих из этих уровней мы можем отметить безусловное господство учебниковых технологий, то есть учебник является по существу основным способом получения информации, а источник рассматривается как определенное сопутствующее, вспомогательное средство.
Творческий же уровень предполагает совершенно новое использование информации и учитывает то, что ученикам предлагается приобщиться к самой сути деятельности историка - профессионала - к самостоятельному добыванию фактов и складыванию из них внутренне не противоречивого исторического описания. Работу школьника на данном уровне можно рассматривать как определенную модель исторического исследования. Исходя из всего вышесказанного, следует вывод о том, что по сравнению с репродуктивным и преобразующим уровнем, способы работы в рамках творческого уровня нацелены на формирование собственных взглядов, убеждений и доказательных позиций, отличных от авторского учебникового знания. Роль педагога в организации работы таким образом сводится к необходимости вооружить ученика методами и приемами работы с источниками, методами элементарной критики источника.
|