<Гудок.-2011.-№119 (12 июля)>.-С.4Роковое увлечение
Безопасность Подростки гибнут на железной дороге от ударов током
Нездоровая тенденция появилась у тинейджеров Нижегородской области – забраться на крышу вагона, сделать крутые фотки и назвать «героический опыт» модным словом «зацепинг». Иногда такой «подвиг» становится для них последним.
|
Чувство страха перед железной дорогой у современных подростков отсутствует
В тот июньский день на станции Линда было жарко. Нет, там было по-настоящему горячо. 16-летний Женя отмечал в компании друзей окончание школы. Молодой человек собирался стать физиком и уже поступил в университет осваивать избранную специальность. Только вот физику в школе он, похоже, учил плохо. Иначе не полез бы позировать перед фотоаппаратами на крышу цистерны, стоявшей под контактной сетью. Внезапно мелькнула яркая вспышка, раздался сухой треск, и Женя упал с вагона – бездыханный, почерневший, в обгорелой одежде. Удар током в 27 тыс. вольт. И всё. |
«Он был единственным ребёнком в семье, – сквозь слёзы выдавливала из себя слова бабушка молодого человека Авдотья Ивановна. – Такой светлый мальчик, нас любил, хорошо учился, играл на бас-гитаре... И зачем нам теперь жить, ради кого?»
Случай с Женей – отнюдь не единичный. Абсолютно та же история случилась нынешним летом на станции Кстово с другим 16-летним подростком – Алексеем. В свой последний день жизни он вместе с друзьями снимал свои похождения на камеру мобильника и собирался выложить фото в Интернет.
А на севере Нижегородской области – на станции Тоншаево – с крыши цистерны электрическим ударом сбросило 13-летнего искателя приключений. Правда, он остался жив, получив тяжелейшие травмы и ожоги.
На южной станции Зименки примерно в то же время врачи диагностировали 65% обгоревшей кожи у 15-летнего школьника. И поплатился он за то же самое – попытку фотосъёмок на вагоне.
В последних числах июня на станции Окская на цистерну полезли два 14-летних приятеля. Один, впрочем, даже вскарабкаться не успел. Он фотографировал и держался рукой за лестницу. Итог – ожоги 60% кожи, множественные переломы.
«За два последних месяца только на одной нашей дистанции – пять случаев непроизводственных электротравм с подростками. Такого у нас ещё не было, – говорит главный инженер Горьковской дистанции электроснабжения Андрей Максимов. – Мне это непонятно. По всем фактам проведена тщательная проверка и сделан однозначный вывод: пострадавшие грубо нарушили правила поведения на железной дороге».
По словам Максимова, предотвратить поражения током в таких ситуациях практически невозможно. Для снятия напряжения в сети требуется команда дежурного по станции, ещё некоторое время уйдёт на отключение электричества. В такой ситуации энергетики обязаны действовать быстро, но чаще всего человек получает смертельную травму мгновенно, и его уже не спасти.
«У современных подростков нет чувства страха перед железной дорогой. Его притупляет распространённое в социальных сетях новое молодёжное увлечение «зацепинг», – комментирует ситуацию начальник подразделения по делам несовершеннолетних Нижегородского линейного управления внутренних дел на транспорте Елена Ногач. – На сайтах предлагают «оседлать» поезда, снять это на видео и выложить в Интернет. Противостоять таким призывам очень непросто. Тем не менее всеми возможными способами до подростков нужно донести, что снимки в сети – это лишь счастливое стечение обстоятельств. Гораздо чаще итог плачевен».
Психолог Галина Юрченко объясняет секрет рождения новой забавы популяризацией в СМИ экстремальных видов спорта. «Видимо, за этим стоят производители дорогостоящего спортинвентаря: его реклама то и дело мелькает на телевидении, часто её встречаешь и в Интернете. Но дайвинг, скейтборд, сноуборд, горные лыжи – удовольствия для богатых. Бедные же могут рассчитывать, например, на «бесплатный железнодорожный инвентарь». Складывающаяся субкультура пропагандирует новые веяния. Человеку во все времена хотелось острых ощущений. В советские годы строили парашютные вышки, можно было записаться в аэроклуб, бесплатно заниматься на лыжном трамплине. А сейчас?.. Во сколько тысяч обойдётся один прыжок с парашютом и кому он по карману? А железнодорожники должны «бить по нервам» обществу: пусть все видят, например, на фотоплакатах, что осталось от жертв «зацепинга», пусть показывают в теленовостях. Многих это напугает».
Справедливости ради надо заметить, что на дороге уже приняты меры по «устрашению» потенциальных экстремальщиков.
В июле работники дистанции электроснабжения отправились к подросткам в летние лагеря проводить беседы. Они же предлагают изменить объявления по громкоговорящей связи на вокзалах и станциях. Наряду с запретом пересекать пути в неположенном месте должно звучать напоминание об опасности поражения током.
Николай Морохин Нижний Новгород
URL: http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=402704&year=2011&month=07&SECTION_ID=16129
|