Конкурс «Ландшафтный дизайн участков дошкольных образовательных учреждений города»
Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. И это замечание справедливо по отношению ландшафта участка детского сада. Далеко не секрет, что многие участки детских садов выглядят безликими, невыразительными, скучными из-за монотонности рельефа.
Счастливы те дети, которые могут выезжать в деревню, на дачу, бывать в лесу. Трудно переоценить профилактическую, эмоциональную и целебную силу цветов, трав, деревьев, водоемов. Современная урбанизация и техногенная революция удаляет нас все дальше и дальше от природы, лишают детей радости общения с ней.
Стремясь компенсировать детям вынужденную удаленность от мира природы, а также повышения уровня культуры путем приобщения к созидательному творчеству и воспитания чувства патриотизма и любви к родному городу через участие в формировании окружающей среды, комитет образования администрации городского округа «Город Чита» объявил о проведении конкурса среди дошкольных образовательных учреждений «Ландшафтный дизайн в ДОУ». Цель конкурса – создание и реализация природно-ландшафтных комплексов в ДОУ как инновационного направления в практической работе по воспитанию, оздоровлению и развитию детей дошкольного возраста.
Бесспорно, чрезвычайно важна атмосфера детского учреждения, поскольку именно здесь возникают одни из первых впечатлений ребенка. Поэтому так необходимо создание соответствующих педагогических целесообразных условий, как в помещениях, так и на ландшафтном участке детского сада. Дизайн участка должен быть значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным.
В конкурсе участвовали все муниципальные дошкольные образовательные учреждения. К рассмотрению принимались природно-ландшафтные комплексы, созданные на территории ДОУ и состоящие из ландшафтных блоков, включающих в себя объекты, по следующим основным номинациям: · вертикальные спортивно-экологические площадки; · детские игровые участки; · спортивно-игровые участки; · цветники (клумбы, рабатки, альпийские горки); · английский (зеленый) и мавританский (цветочный) газоны; · биотоп – зона, максимально приближенная к естественному микробиоценозу; · огороды (сюжетный, овощной, аптекарский); · тропа здоровья и фитоуголок; · метеорологическая площадка; · оздоровительный лес – микромодель лесного сообщества с поляной, озером, ручьем); · автогородок – площадка дорожного движения; · патио (один из красивейших уголков, многофункциональный актовый зал под открытым небом, зеленый театр, фитобар); · разнообразные микроландшафты: «поляна сказок», «центр воды и песка», «центр творчества», «русская деревня» и другие.
Для профессиональной экспертной оценки своей территории заявки подали 29 муниципальных дошкольных образовательных учреждений: № 3, 6, 13, 16, 17, 25, 28, 30, 33, 35, 47, 48, 49, 56, 61, 71, 74, 79, 81, 82, 85, 86, 87, 88, 93, 96, 106, 107, 117.
Победителями в номинации «Спортивно-игровые площадки» стали ДОУ № 74, 82, 93. В ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №82» забота о физическом здоровье детей поддерживается на спортивно-игровой площадке, окруженной живописными деревьями и кустарником. Здесь есть стадион с футбольным полем и волейбольно-баскетбольной площадкой, установлены всевозможные конструкции для лазания и игровые гимнастические комплексы.
Победителями в номинации «Цветники» признаны ДОУ № 16, 28, 30, 33, 79, 86. Разные по форме и предназначению разбиты в этих детских садах цветники, клумбы, альпийские горки, рабатки с высаженными туда садовыми однолетними и многолетними растениями, луговыми и лесными растениями, пересаженными туда из естественных мест обитания. Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий ромашек, космеи, календулы, петуний, флоксов, бархатцев, годеций, дельфиниумов, пионов, астр, настурций, георгинов.
Лучшими признаны ДОУ №6, 35, 74 в номинации «Огороды». Обязательный для всех детских садов огород, как обучающий элемент здесь переосмыслен. Дети могут увидеть приемы рационального землепользования, что, несомненно, расширит их кругозор и послужит в дальнейшем пластичности мышления, выхода из стереотипов в этом виде деятельности. В огороде ДОУ №74 оформлен водоем с озорными лягушками, наблюдающими за ростом овощных культур: моркови, свёклы, помидоров, картофеля, гороха.
Еще один участок территории детского сада – экологический микроландшафт, являющийся своеобразным учебным классом под открытым небом. Это – микромодель фитогеоценоза Забайкалья. Цель создания такого природного уголка – показать разнообразие окружающего мира, раскрыть богатство флоры местных ландшафтов: забайкальских степей, тайги, березового леса. Наглядно продемонстрировать, что каждое растение выживает в определенной среде, приспосабливаясь к ней. Лучшие экологические микроландшафты созданы в ДОУ №33, 96.
Большой гордостью и истинным украшением участков являются микроландшафты. В ДОУ № 30, 56, 81 – это «поляны сказок» со сказочными персонажами; в ДОУ № 82, 86, 106, 107 – макеты «русской деревни», где можно увидеть: мельницу с мельником (ДОУ ЦРР №82), колодец (ДОУ №86, 106, 107), лошадей, запряженных в телеги (ДОУ ЦРР №82, ДОУ №107) в ДОУ №81 – «центр воды и песка».
Победителями по всем номинациям конкурса признаны: МДОУ №17, 33, 61, 96, 106, ДОУ ЦРР №85.
Как и в любом виде искусства пространства, в дизайне пространства за кажущейся простотой скрывается вдохновенные творческий процесс, объединяющий всех педагогов для создания единого образовательного пространства, развивающего творческие способности детей, а также родители, кто помогал оформлять эти участки, кто болел всей душой за свои детские сады.
|