18.05.2020 Международный День музеев. Практически в каждом общеобразовательном учреждении городского округа «Город Чита» работает школьный музей или музейный уголок. Работа педагогов в школьных музеях многогранна и разнопланова: создание тематических и постоянных экспозиций, проведение экскурсий, поисковая работа, организация научно – исследовательской работы учащихся и многое другое. Сегодня мы беседуем с руководителем школьного музея МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» Элико Автандиловна Крылова.
- Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края, рассказывает Элико Автандиловна. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной или коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации.
- Элико Автандиловна, как создавался музей в Вашем общеобразовательном учреждении?
- Школьный музей Боевой славы школы № 16 создан в 1980 году. Инициатором его создания была директор школы Сухопарова Галина Геннадьевна. Начиная с 1980 года, она решила вовлечь учащихся в активную поисковую работу, чтобы создать школьный музей. Школьная группа «Поиск» начала изучение боевого пути 116-й Харьковской Ордена Кутузова Краснознамённой стрелковой дивизии, брала на учет всех участников ВОВ, которые жили в микрорайоне школы , держала с ними тесную связь, прослеживала боевой путь каждого, находила однополчан по всей стране и многое другое. Были собраны интересные, оригинальные экспонаты, альбомы и фотографии военных лет, солдатские письма. Работа успешно шла в течение 35 лет.
В этом году было принято решение в музее провести реконструкцию. Существенную помощь в этом проекте оказали родители учеников и педагоги школы. Эта работа сплотила вокруг школьного музея учащихся, родителей, педагогов и жителей микрорайона. Большой отклик мы получили и от выпускников школы, которые с увлеченностью делились материалами для экспозиций и своими воспоминаниями.
- Как Вы считаете, какую пользу подрастающему поколению приносят посещения школьного музея и работа в нем?
- Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Наиболее глубинными в музейном деле являются:
- Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
- Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
- Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
- Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
- Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
- Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.
- Общение с ветеранами, знакомство с материалами музея на уроках и во внеурочное время приобщает ребят к высоким нравственным идеалам, учит их ценить и уважать прошлое нашей страны.
- Элико Автандиловна, у Вас есть возможность поздравить своих коллег с праздником.
- Прикоснуться к истории так просто… Достаточно прийти в музей! Они есть разные, на любой вкус, но каждый – уникален и требует особого внимания. Музей хранит для поколений осколки истории.
С Днем музеев дорогие коллеги!
Пусть все коллекции будут словно новенькие, пусть застывшая история оживает с вашей помощью каждый день!
Вы по праву являетесь Хранителями Времени, сохраняя не только историю, но и Память.
Желаю вам, значимых проектов, интересных мероприятий, новых экспонатов, необычных экспозиций и заинтересованных посетителей.
Пусть любое ваше начинание найдет отклик, понимание и любовь!