В феврале 2020 года в Забайкальском крае по соглашению между Правительством Забайкальского края и Госкорпорацией по атомной энергетике «Росатом» начала свою реализацию программа «Эффективный регион». Программа разработана для повышения качества предоставления услуг с применением принципов и механизмов бережливого производства. Воплощать в жизнь данную программу начали, в том числе, в системе образования на разных уровнях: дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования. Главная цель направления «Бережливая школабережливый детский сад» – оптимизировать процессы в образовании.
Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современной организации рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам.
Среди дошкольных учреждений города Читы был выбран МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №70», где уже внедряли бережливые технологии через организацию развивающей предметно-пространственной среды, принципы бережливого образования в оптимизации рабочих мест педагогов и учебно-вспомогательного персонала.
Коллектив детского сада активно подключился к реализации проекта, была создана рабочая группа и проведено ее обучение, по результатам текущего состояния образовательного процесса были выявлены потери, разработана целевая карта процесса, план мероприятий. Работа по направлению «Бережливая школабережливый детский сад» в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №70» была нацелена на повышение качества предоставляемых услуг детям дошкольного возраста путём оптимизации и устранения потерь.
Чтобы показать педагогам, где происходят основные потери, провели хронометражи занятий, зарисовали всё, что делали на протяжении каждого занятия, сделали аналитические карты, которые позволили увидеть основные проблемы в организации рабочего времени.
Исходя, из выявленных проблем, были выделены следующие направления работы: «Совершенствование организации и проведения занятия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста», «Совершенствование организации и проведения физкультурно-оздоровительного занятия с детьми дошкольного возраста», «Совершенствование организации и проведения музыкального занятия с детьми дошкольного возраста». Внутри каждого направления педагогами составлены планы мероприятий, матрицы компетенций, разработаны технологические карты эффективного планирования, изготовлены планшеты деятельности детей при организации индивидуально-коррекционного занятия.
В групповых помещениях оформлена «умная стена», в совместную деятельность воспитателя и детьми при организации режимных моментов внедрены «Музыкальные минутки» и т.д.
Для детей и взрослых стало нормой - навести порядок вокруг себя, избавиться от ненужного, упорядочить нужное, поддерживать порядок и чистоту, вырабатывать полезные привычки, думать о том, какую ценность имеет то, чем ты занимаешься, и избавляться от всего, что не добавляет этой ценности.
Для педагогов главной ценностью стало – время. Было пересмотрено планирование. В итоге: исключили неэффективные приёмы, занятия стали продуктивнее и интереснее для детей. А ещё стали выполнять простые вещи -наводить порядок на рабочем столе, следитьза тем, как ты расходуешь свое время, как относишься к природе и всему, что тебя окружает, чтобы своим личным примером воспитывать дошколят.
В процессе внедрения принципов бережливого производства по-новому было организовано рабочее пространство кабинетов специалистов (цветовая кодировка документации) и обслуживающего персонала (алгоритмы хранения посуды, уборки рабочего места), групповых помещений (алгоритмы уборки игрушек, складывания одежды), рекреационных зон (указатели направления движения). Воспитатели вместе с детьми учатся неравнодушно смотреть на то, что их окружает, думать о том, как изменить детский сад к лучшему.
Все разработанные в рамках проекта мероприятия не требуют значительных финансовых затрат и позволили улучшить качественные показатели образовательных услуг.
Администрация МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №70» и педагоги единодушны в решении о том, что работать стало результативнее. Проект по внедрению бережливых технологий в детском саду доказывает, что методика и инструменты бережливого производства успешно адаптируются и в дошкольном образовании.