Совсем недавно учреждения дополнительного образования Читы вернулись к очной форме обучения. Мы встретились с участниками образцового детского концертного ансамбля «Огоньки» чтоб узнать о их занятиях в период дистанционного и очного обучения, а также о их целях и достижениях.
ОДКА «Огоньки» был создан на базе Дворца пионеров и школьников в 1990 году и уже 32 года является одним из ведущих коллективов города и края. За это время ансамбль подготовил за и поставили 80 номеров. «Огоньки» сегодня это интересный коллектив со своим неповторимым творческим лицом, со своими традициями, со своим богатейшим репертуаром.
В начале этого года коллектив насчитывал 140 воспитанников. В нём занимаются дети от 6 до 18 лет. Однако, сразу танцевать не получится. Процесс обучения делится на возрастные ступени. Первая ступень, для самых маленьких, является подготовкой к танцевальной практике.
Мы пообщались с руководителем и тренером ансамбля, чтоб узнать, какой жизнью живут маленькие эстрадные артисты сегодня.
Шмакова Надежда Федоровна - «Отличник народного просвещения», «Заслуженный Работник Культуры РФ».
С чего всё начинается?
«Малыши начинают с детской группы «Грация». Все участники через неё проходят. Наши танцевальные группы пополняются из тех, кто вырос в «Грации». Мы растим этих малышей для себя.
Потом они входят в основной состав, начинают ездить на конкурсы. На международные и российские фестивали чтоб заработать победы, гран-при и лауреатства
Что такое танцевальный номер?
Каждый наш номер — это целая история. Например, «Коммунальная квартира», с которым мы неоднократно брали гран-при. Весь сюжет разворачивается на кухне коммунальной квартиры. Женщины; мамы занимаются бытовыми делами, бегают дети и т.д. Всё создаёт картинку совместной жизни множества семей, что важно, разных национальностей. Во времена коммунальных квартир страна включала в себя множество республик. И вот мы обыгрывали это в рамках одного пространства, участники были одеты в национальные костюмы. На этой «кухне» мы представили татаров, эвенки, евреи, русские, грузины, украинцы и многие другие. В целом было 15 республик. И сам номер шел около 15 минут. И зрителям очень нравится.
Мы развиваемся во многих направлениях. Современные, национальные и зарубежные танцы. Работы очень много. Дети ходят с удовольствием. Все стремятся работать в программе и быть задействованными во многих номерах.
Также есть сольные номера. Наш тренер Виктор Григорьевич если увидит исполнителя он найдёт ему роль и поставит ему номер и будет с ним заниматься, и мы найдём и музыку, и танец.
Чего мы достигли?
В этом году мы победили на фестивале в Казани. Однажды мы взяли гран-при в Пекине. В группах, которые участвуют в конкурсах всегда больше 30 детей.
В Казани мы взяли первое место с номерами «Дымковская игрушка» и «Калинка». Это очень сильные номера, с которыми мы берем первые места. В 2016 году в «Детскому фонду» исполнилось 10 лет и нас вызвали в Москву. Мы вышли на сцену с «Калинкой» и зал встал поприветствовать нас с аплодисментами.
Принцип работы.
Все дети приходят с разными данными, но чтоб участвовать в групповых номерах нужно работать как один организм. Для достижения слаженной работы нужна стабильность. Нужно усердно постоянно заниматься. Каждое наше занятие направленно на развитие и достижение конкретных целей, будь то выносливость или грация. Дети усердны, если у них что-то не получается они стремятся к этому. Наши репетиции нужно просто видеть.
Занятие длится полтора часа, а в воскресенье мы занимаемся с 10:00 до 14:00.
Дистанционное обучение.
«Для того чтоб не отставать во время дистанционного обучения мы снимаем фильмы, в которых показываем движения и Евгений Викторович сообщает всему коллективу, что именно эти движения нужно обязательно выучить. Мы сейчас готовим выпускной концерт, на нём вы пустятся два наших участника, которые занимаются уже 12 и 14 лет. Номера на этот концерт будут новые и мы готовим их, в том числе, дистанционно. Но детям больше нравится заниматься вместе, они очень рады видеть друг друга по возвращению».
Шмаков Евгений Викторович - «Почетный работник просвещения и воспитания РФ», «Заслуженный работник образования Забайкальского края».
Дистанционное или очное обучение. Как вы справляетесь?
«Очные занятия всегда эффективнее. Без контакта с детьми очень сложно чему-то научить. Но сейчас такое время, что приходится придумывать новые методы. Мы работаем через «Zoom», меняем под это программу. Снимаем небольшие ролики, а также получаем от детей обратную связь. Они тоже снимают ролики, показывают, что у них получается.
С каждым работаем индивидуально
Дети приходят с малых лет и уже тогда начинается долгая и усердная работа по выработке пластичности, чтоб в группе они были единым организмом. Тут важна постоянная работа над собой. И мы работаем с каждым. Не может у всех получиться одинаково если мы не будем работать с каждым ребёнком отдельно. И тут тоже определённые трудности вызывает дистанционное обучение. Движение рук, манеры, подача эмоций — это всё очень сложно передать через камеру. Подготовка к конкурсу в Казани была осложнена дистанционным обучением. Но мы всё равно взяли два лауреатства первой степени и лауреатство второй степени за современный танец.
Тренировочный день
Наши занятия начинаются со скакалки. В феврале мы начали работать в направлении «роуп скиппинг». Небольшие усложнения и трюки в работе со скакалкой. Например, один или два и даже три оборота. Я считаю, что скакалка — это неотъемлемая часть тренировки. Выносливость развивается только скакалкой. А если у танцора концерт идёт полтора часа, то без выносливости тут не обойтись. Потом у нас идёт разогрев. Иногда мы используем «классический урок», мы применяем классические танцевальные практики в танцевальном зале у станка.
Также у нас есть урок народного танце. В нём мы учим движения из русских, украинских и белорусских танцев. Также тренируем эстрадный современный танец с движениями из хип-хопа и шафла.
Куда мы развиваемся?
Сейчас у нас есть планы на новые номера, но в условиях пандемии развиваемся постепенно. Новый танец требует многого. Танец – это костюм, головные уборы, музыка, история. Всё начинается с идеи, потом подбирается музыка, на музыку ставятся движения. Также необходимо распределить роли среди исполнителей и репетировать, выстраивать композицию. Например, «Калинка» — это традиционный стилизованный танец. Или танец «Думы окаянные» там работают мальчик с девочкой, и они должны отыграть и не просто в танце, а показать эмоции. Мы конечно работаем со всеми, но всегда выбираются солисты. Танец достаточно сложная вещь.
У нас запланирован концерт в мае, и мы надеемся, что два или три номера мы представим. У меня есть мечта сделать танец про пчелку. И не просто в движениях, а показать пчелиный труд, что в улье есть мама пчела и рабочие пчелы. Давно вынашиваю эту идею и надеюсь. Что всё получится.
Дворец пионеров предоставляет коллективу всю необходимую материально-техническую базу, а также пространства для занятий и репетиций – танцевальный зал со станком и ремонтирующийся, в данный момент, концертный зал.
Для того чтобы вступить в данный коллектив можно зарегистрироваться на платформе «Навигатор дополнительного образования» https://navigator.zabedu.ru/program/397-programma-odka-ogonki-i-podgotovitelnoi-studii-gratsiya